За здоровую конкуренцию
Юлий Юсупов
Совестимо ли наше желание сделать Узбекистан богатой и процветающей страной с попытками сохранить искусственные монополии типа автопромовской? Как UzAuto Motors 25 лет паразитировал на потребителях и государственном бюджете? Повторяет ли наша модель автопромовской монополии якобы успешный зарубежный опыт? Означает ли снижение таможенных платежей на импорт автомобилей автоматическое закрытие UzAuto Motors?
Юлий Юсупов
Нам долгое время объясняли, что высокие цены на международные рейсы обусловлены тем, что они дотируют дешевые внутренние рейсы. Однако изучение цен на билеты Uzbekistan Airways, проведённое Антимонопольным комитетом по запросу Сената, показало, что полёты внутри страны стоят на 36−148% дороже, чем на аналогичных рейсах за рубежом.
Юлий Юсупов
Вот уже четверть столетия наш героический автопром паразитирует на нашей, мягко говоря, небогатой экономике, делая ее еще более бедной. Паразитирует благодаря искусственно созданному монопольному положению. Причина монопольного положения — в высоких таможенных пошлинах.
В ноябре-декабре «аномальные холода» вызвали кризис нашей энергетической системы. От коллапса нас спасла относительно теплая последующая зима. Текущий кризис, видимо связан с «аномальной жарой». Будем надеяться, что она скоро пройдет? А что же должно такого произойти, чтобы наконец началось реформирование энергетического сектора?
Юлий Юсупов
Нельзя без слез читать о некоторых мерах, предлагаемых новым руководством Uzbekistan Airways по сокращению издержек компании.
В статье Умида Гафурова приводится множество примеров того, как в проектах нормативных актов чиновники постоянно «работают» на достижение трех целей: создание искусственных монополий, предоставление госорганам или госкомпаниям прав самостоятельно отбирать хозяйствующие субъекты без проведения тендеров (конкурсов), предоставление льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам.
Несколько очень коротких комментариев относительно поста в ФБ ректора Туринского университета Джамшида Иноятходжаева.
Юлий Юсупов
Почему Узбекистан, имея трудолюбивое и предприимчивое население, богатые природные ресурсы, входит в число 40 самых бедных стран мира? Да потому, что на шее узбекской экономики висят сотни, тысячи искусственных монополий и коррупционных кормушек.
Хусаин Раджапов, Юлий Юсупов (комментарий)
Хорошая статья Хусаина Раджапова о вреде картельных сговоров, которые, по всей видимости широко распространены в Узбекистане, в том числе в сфере госзакупкок.
Юлий Юсупов
Армия чиновников с упоением и вдохновением продолжает убивать экономику. И вот в очередной раз они решили заняться многострадальным текстильным сектором. Результат, как всегда, будет плачевным, но никого это не останавливает. Как и не останавливало раньше.
Юлий Юсупов
Наши органы государственного регулирования «получают двойки» вот уже более 30 лет: все эти годы мы пытаемся создать рыночную экономику, а методы ее регулирования какими были архаичными 30 лет назад, такими остаются и сегодня.
Главными и почти единственными инструментами экономической политики у нас все еще остаются льготы и дотации. И в очередной раз их получает, кто бы вы думали? Нетрудно догадаться: «электротехническая промышленность».
Юлий Юсупов
Конечно же компания «Артель» и связанные с ней предприятия не являются монополистами в классическом определении этого термина. Но совершенно очевидно, что группа «Артель» пользуется особым расположением наших чиновников и именно под ее интересы принимаются порой весьма «странные» нормативные акты.
Как можно защитить монополию автопрома, которая у всех уже в печенках?
Юлий Юсупов
О публичной полемике Антимонопольного комитета с «Узметкомбинатом», у которого пытаются отобрать монопсонию (право эксклюзивного закупщика) по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов.
Юлий Юсупов
«Выяснилось», что местная катанка «не соответствует стандартам качества и не может заменить импорт». И поэтому Антикризисная комиссия смилостивилась и разрешила импорт катанки «в случае несовпадения их марок и кодов ТИФ ТН с товарами, произведёнными внутри страны». Но остается много вопросов.
Юлий Юсупов
Президент четко обозначил, что главная причина низкой конкурентоспособности наших предприятий – слабая конкурентная среда. Следующий вопрос: как обеспечить здоровую конкуренцию? Для этого необходимо понять, что ее разрушает.
Комил Джалилов
Школьные учебники: как они создаются, кто их заказывает и отбирает и как повысить их качество.
Юлий Юсупов
Каковы последствия намеченного роста таможенных платежей для населения, бизнеса и экономики в целом. Подробный анализ ставок таможенных пошлин и акцизов на импорт по категориям товаров.
Яков Шамухамедов
Антимонопольному комитету стоит пересмотреть свое отношение к группе компаний Akfa, Crafers и Artel . Причем не в плане введения каких-то мер антимонопольного регулирования, а с точки зрения возможностей влияния этой группы на решения государства.
Юлий Юсупов
Ответ от компании Артель слишком похож на комментарии сетевых троллей.
Юлий Юсупов
Последний год наблюдается настоящая вакханалия проектов нормативных актов. Значительная часть из них направлена на разрушение конкуренции, усиление власти чиновников и создание преимуществ для отдельных компаний. Идет самая настоящая волна контрреформ.
Умида Хакназар
Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт» Вынесло на обсуждение проект Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по защите прав потребителей и совершенствованию работ по оценке соответствия потребительской продукции, а также создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности». Попробуем рассмотреть данный документ с точки зрения соответствия международной практике.
Юлий Юсупов
Из Узстандарта решили сделать основной инструмент реализации политики протекционизма и лоббизма. Агентство вынесло на обсуждение проект постановления Кабинета Министров, в котором предлагается ввести новые правила обязательной сертификации продукции.
Проблема роста цен не в том, что мы потребляем много мяса. Вряд ли за последний год потребление так сильно возросло, чтобы вызвать такой скачок цен. Проблема в том, что сельское хозяйство – самый зарегулированный сектор нашей экономики. Здесь нет свободного рынка. Соответственно предложение подстраивается не под спрос, а под приказы чиновников.
Юлий Юсупов
Ключевая проблема отрасли — практически полное отсутствие конкуренции. А единственный способ создать здесь конкурентную среду — радикально сократить таможенные платежи на импорт. Однако в проекте документа говорится о чем угодно, но только не об этом.
Юлий Юсупов
По поводу грядущего повышение цен на энергоресурсы. Проблема в том, что руководители энергетических отраслей подменяют проведение системных реформ, в которых сектор нуждается, повышением цен. Если не провести реформы, себестоимость и цены будут продолжать расти и дальше.
Алишер Анназаров
К каким катастрофическим последствиям для населения, экономики, туристического сектора привела монополия Хаво Йуллари. Почему нам жизненно важна реформа данной отрасли, нацеленная на развитие конкуренции.
Юлий Юсупов
Почему провалилась «узбекская экономическая модель» и какую политику в отношении национальных производителей надо проводить: продолжать защищать их от конкуренции или заняться улучшением бизнес-климата?
Бехзод Хошимов
Манифест группы отечественных производителей-патриотов, обеспокоенных конкуренцией со стороны иностранных компаний.
Юлий Юсупов
Именно они вместе с коррумпированными чиновниками вытягивают все соки из, мягко говоря, не самой богатой экономики мира. Они паразитируют на населении Узбекистана, завышая себестоимость (чтобы получать «откаты») и цены, не заботясь о качестве, создавая искусственный дефицит (чтобы зарабатывать на «шапках»), выбивая налоговые и прочие льготы, ограничивая высокими таможенными платежами и «шмонами» на границе импорт товаров конкурентов, не допуская на рынок новых поставщиков и производителей.
Приводят ли сторонники протекционизма хоть какие-то вразумительные аргументы в пользу своей точки зрения?
Юлий Юсупов
Государственный комитет ветеринарии вынес на обсуждение проект Постановления президента «О мерах по расширению экономического сотрудничества с Республикой Монголия». По нему много вопросов.
Юлий Юсупов
Минздрав предлагает запретить ввоз продовольственных продуктов в страну, если срок годности продукта составляет меньше 80% от его общего срока годности. Также планируется запретить ввозить продовольственные товары, если они не сертифицированы лабораторными комплексами, прошедшими международные аккредитации. И конечно же все это под лозунгами заботы о нашем с вами здоровье.
Юлий Юсупов
Сможет ли министерство финансов объяснить беспрецедентные льготы, предоставленные для «Узэлтехсаноат»?
Юлий Юсупов
Для создания конкурентной среды будут снижены таможенные пошлины на импортные автомобили.
«Ўзбекистон темир йўллари» и «Узчармсаноат» под давлением общественного мнения умерили свои «аппетиты» по желаемым льготам.
Азиза Умарова
Министерство транспорта разместило для обсуждения проект стратегии развития транспорта до 2035 года. Что само по себе отличный шаг. Но меня немного удивил подход. Документ предлагает вернуться к советским парадигмам.
Ассоциацией «Узчармсаноат» вынесен на обсуждение проект постановления президента, в котором предусмотрены необоснованные льготы и механизмы протекционистской защиты.
Юлий Юсупов
АО «Ўзбекистон темир йўллари» опубликовало проект Постановления Президента, согласно которому новое СП по производству водки до 1 января 2024 года освобождается от уплаты всех видов налогов и единого социального платежа. Побиты все рекорды наглости и беспардонности.
Бехзод Хошимов
Ценовая политика в энергетическом секторе Узбекистана приводит к тому, что бедные становятся беднее, а богатые — богаче.
Предложены меры по развитию конкуренции.
Игорь Цой
Почему достижение рекорда по выпуску легковых автомобилей в декабре 2018 года в количестве более 1000 машин в день заставляет задуматься о перспективах дальнейшего развития отечественного автомобилестроения.
Международная финансовая корпорация представила результаты диагностики частного сектора Узбекистана. Для детального анализа выбраны воздушное сообщение, ИКТ, химическая промышленность и плодоовощеводство.
Юлий Юсупов
Нужно быть очень внимательным и осторожными, когда монополист говорит о необходимости сохранения высоких таможенных платежей. Спасти от неэффективности и коррупции наш автопром может только конкуренция.
Хусаин Раджапов
Какие изменения нужны в политике правительства, законах и судах для того, чтобы Антимонопольный комитет оправдал свое название.
Азиза Умарова
В послании Олий Мажлису 29 декабря президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?
Юлий Юсупов
Одна из ключевых проблем реализации реформ в Узбекистане – все еще не отработанная, имеющая множество лазеек для лоббирования индивидуальных и ведомственных интересов, система принятия важнейших государственных решений. Как эта система работает можно проследить на примере принятия Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию и повышению экспортного потенциала электротехнической промышленности».
Как политика импортозамещения повлияла на появление монополий, почему автомобили GM Uzbekistan дороже внутри страны, чем за ее пределами, почему до сих пор сохраняется монополия автопрома и других отраслей, почему Узбекистан — единственная страна, вводящая протекционистские меры, не имеющие срока.
Юлий Юсупов
Опубликован проект документа «О мерах по дальнейшему углублению реформ в текстильной и швейно-трикотажной промышленности, направленных на увеличение экспортного потенциала отрасли». Это уже второй проект документа откровенно лоббирующий сохранение существующей системы управления отраслями и пытающийся поставить крест на административной реформе.
У Хаво йуллари забирают аэропорты. Плюс намечены меры по началу административной реформы в транспортном секторе.
Дмитрий Шуков
Комментарии руководителя Beeline Uzbekistan новости о безвозмездной передаче UMS Фонду «Цифровое доверие» с наделением всеми мыслимыми и немыслимыми преференциями.
Ботир Кобилов
Приватизация государственных предприятий призвана повысить эффективность их работы. Однако одной приватизации для этого недостаточно. Необходимы дерегулирование и создание действенной конкурентной среды.
Юлий Юсупов
Монополия на автомобильном рынке Узбекистана — изумительный пример сочетания алогичности, неэффективности, коррупции и абсолютной непробиваемости. Такое ощущение, что для наших чиновников это последний бастион, который они не сдадут ни за что. А платим за это сомнительное удовольствие мы: покупатели и налогоплательщики.
Бехзод Хошимов
На примере регулирования цен на зерно и хлеб автор показывает пагубные последствия административного вмешательства государства в процессы рыночного ценообразования и объясняет необходимость проведения аграрной реформы.
Важные шаги по либерализации внутренней и внешней торговли и развитию конкуренции на товарных рынках.
Юлий Юсупов
В Узбекистане планируется повышение тарифов на электрическую энергию, газ и автомобильное топливо. Данные сектора, как и многие другие отрасли нашей экономики, контролируемые государством, нуждаются в радикальном реформировании, включающем разгосударствление, демонополизацию, внедрение принципов корпоративного управления и приватизацию. Но вместо этого нам предлагают очередное повышение цен.
Бехзод Хошимов
Автор поднимает вопрос о необходимости пересмотра сложившихся в Узбекистане подходов к монополиям и методам регулирования их деятельности.
Юлий Юсупов
Судьба этого документа – хорошая «лакмусовая бумажка», чтобы проверить, возвращаемся мы назад в прошлое или все-таки продолжим путь реформ.
Юлий Юсупов
От существующей ситуации в отечественном автопроме проигрывают почти все: и покупатели, и бюджет (а, следовательно, налогоплательщики), и производители других отраслей экономики. В выигрыше лишь небольшая группа товарищей, которые получали и получают свой кусок пирога от разного рода льгот, коррупции и монопольного положения на рынке. Ключ к решению проблем отрасли — в ее демонополизации посредством сокращения таможенных платежей на импортные автомобили.
Бехзод Хошимов
Автор приходит к выводу, что в экономике Узбекистана низкий уровень конкуренции и частной инициативы обусловлен а) высокой степенью государственного регулирования экономики, б) значительной долей государственной собственности.
Соответственно, для того, чтобы вывести нашу страну из тридцатки самых бедных стран мира нужны ее демонополизация и разгосударствление, а также приватизация государственных предприятий.
Юлий Юсупов
Журналист из podrobno.uz попросил прокомментировать передачу Dari-Darmon в доверительное управление иностранной компании.
Получился пост о необходимости реформы госсектора.
Юлий Юсупов
Вот уже более 20 лет существует отечественный автопром. Сколько туда только не вложили, как его только не защищали и не оберегали. А он до сих пор не конкурентоспособен. Почему и что нам теперь делать?
Карен Срапионов
Почему рынок ценных бумаг в Узбекистане не развит и что нужно сделать для стимулирования его развития?
Зафар Хусаинов
Поэтапно приватизировать национальную авиакомпанию, создать конкуренцию, сделать аэропорты независимыми, пересмотреть тарифную политику — ключевые меры оздоровления авиарынка Узбекистана.
Юлий Юсупов
Вышло Постановление Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций».
Автор: Юлий Юсупов
Как повысить эффективность и улучшить качество услуг в отрасли авиаперевозок?
Автор: Мурат Сарсенов
Почему налогоплательщики должны содержать за свой счет компанию-монополиста, неспособную предоставлять конкурентоспособную услугу?
Экономика дефицита. Почему существуют очереди, «шапки», черный рынок и как от них избавиться
Корни теневой экономики, дефицита, «шапок» лежат в сфере государственного регулирования. Неправильные действия власти приводят к искажению работы рынков и вызывают эти явления.
http://kommersant.uz/ekspert/deficit.
Что мешает рыночной конкуренции?
Почему конкуренция так важны для развития экономики и какие факторы ее ограничивают.
http://kommersant.uz/ekspert/chto-meshaet-konkurentsii.
Конкурентоспособность и экономические реформы
Статья с предложениями о проведении БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ, без которых невозможно создать современную конкурентоспособную экономику
http://kommersant.uz/ekspert/konkurentosposobnost-i-reformy.
Венчурные фонды: хотели как лучше, получилось как всегда
Хорошо, когда правительство стимулирует развитие высокотехнологичного бизнеса. Но предоставление льгот венчурным фондам может больше навредить отрасли, чем помочь.
https://www.gazeta.uz/ru/2018/01/25/venture/
Развитие конкуренции в сфере импорта
Отменяются индивидуальные таможенные, налоговые и иные льготы по ввозу продовольственных товаров
http://podrobno.uz/cat/economic/prezident-otmenit-individualnye-lgoty-i-preferentsii-dlya-importerov-prodovolstviya/
Развитие конкуренции в секторе авиаперевозок
Ключевой элемент создания конкурентной среды в секторе — вывод из состава «Узбекистон хаво йуллари» всех аэропортов.
http://repost.uz/air-tickets
https://www.gazeta.uz/ru/2018/02/22/open-sky/
«Avtotest». Только бизнес, ничего личного?
Ситуация с «Автотестом» — наглядный пример того, как а) создаются искусственные монополии и «кормушки», б) общественность может с этим бороться и добиваться результатов.
https://anhor.uz/vzglyad-iznutri/avtotest.-tolyko-biznes-nichego-lichnogo
https://www.spot.uz/ru/2018/02/23/autotest/