Очень важное, но недостаточное, решение для создания цивилизованных правил игры

Автор: Юлий Юсупов

Вышло Постановление Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций«.

До сентября 2018 года главным источником неэффективности и коррупции в нашей стране был ограничительный валютный режим. Те, кто имел доступ к конвертации по официальному обменному курсу, отличного от рыночного в разы, получал колоссальные преимущества перед конкурентами, вынужденными покупать валюту на рынке, и возможность зарабатывать сверх доходы, что называется «из воздуха». Естественно, не оставались в накладе и те, кто выбивал и предоставлял конвертационные льготы.

Введение свободной конвертации по текущим операциям разрушило этот очень выгодный и убивающий нашу экономику «бизнес». В результате все лоббистские усилия были перенесены на выбивание налоговых и таможенных льгот. Не случайно в последнее время мы наблюдаем нескончаемый поток решений по предоставлению огромного числа льгот, прежде всего налоговых. Большинство из них, как и конвертационные льготы, создают неравные условия ведения бизнеса и объективные основы для коррупции, служат источником для неэффективного использования ресурсов и снижения общего уровня благосостояния населения страны.

Принятое решение по ограничению этого потока — естественна реакция «здорового организма» на лоббистское давление (и хорошо, что «организм» проявляет свойства «здорового»). Но решение половинчато. Налоговые и таможенные льготы — это недополученные бюджетные доходы, то есть скрытые расходы бюджета. Поэтому, как и любые расходы, они должны утверждаться парламентом, причем только после широкого и публичного обсуждения. В идеале все такого рода льготы должны быть зафиксированы в Налоговом и Таможенном кодексах. Необходимость внесения изменений в кодексы стало бы важным барьером для пытающихся покрыть свои конвертационные потери лоббистов.

Но для этого необходимо  пересмотреть и отменить большинство ранее предоставленных льгот, как необоснованных. А после принятия решения о кардинальной налоговой реформе это просто необходимо сделать,  так как льготы предоставлялись в рамках старой налоговой системы и их сохранение в новой просто нелогично. И тогда важно сократить список льгот до такого минимума, чтобы его можно было внести в кодексы.

Льготы должны предоставляться только для полезных направлений деятельности, например, для инвестиций, благотворительности, очень редко (в виде больших исключений) — для отдельных отраслей или территорий, но точно — не для отдельных компаний.

 

Поделиться