Реформа государства

Инвестиционный климат в Узбекистане — интервью в MFaktor.

Юлий Юсупов

По следам общения президента с предпринимателями 19 августа 2021 г.


КАК УЛУЧШИТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В УЗБЕКИСТАНЕ?

Юлий Юсупов

В статье рассматриваются текущие проблемы с гиперактивным государственным вмешательством в экономику Узбекистана и инвестиционным климатом. Предлагается программа мер по улучшению инвестиционного климата в стране.


Как применить в Узбекистане опыт модернизации стран Юго-Восточной Азии

Юлий Юсупов

В чем причины успеха стремительного экономического развития стран Юго-Восточной Азии и что полезно из опыта этих стран для Узбекистана?


О теневой экономике, налогах, нелегальном обороте земли и букмекерстве / Яширин иқтисодиёт, солиқлар, ернинг ноқонуний айланиши ва букмекерлик ҳақида

Юлий Юсупов

В Узбекистане официальный сектор экономики обеспечивает занятостью немногим больше 1/4 трудоспособного населения, а подоходный налог платят чуть более 1/5 трудоспособных. Занятость в неформальном секторе экономики примерно такая же, как и в официальном секторе. Почему в Узбекистане такая большая теневая экономика и что с этим делать?


СОЗДАНО ЕЩЕ ОДНО ВЕДОМСТВО ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ БЮДЖЕТА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЛЬГОТ

Юлий Юсупов

Создано Агентство стратегического развития. Насколько оно необходимо и чем оно будет заниматься?


МОЖЕТ БЕССМЫСЛЕННЫЕ И ВРЕДНЫЕ ШТРАФЫ НУЖНО ОТМЕНЯТЬ, А НЕ СОКРАЩАТЬ?

Юлий Юсупов

С удивлением обнаружил, что штраф за «незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей» сегодня составляет 4,9 млн сумов. На эту сумму нас с вами могут (и, я так понимаю, должны) штрафовать за каждую покупку или продажу валюты у совершенно не скрывающихся ни от кого валютчиков.


НАКАЗАНИЕ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?

Юлий Юсупов

Апелляционный суд оставил без изменения срок наказания сурхандарьинскому блогеру Отабеку Сатторий, ранее осужденному на 6,5 лет, но постановил вернуть ему две квартиры. Как это понимать? И можно ли называть узбекское правосудие правосудием?


Умида Хакназар

Существующая в Узбекистане система технического регулирования (стандартов) досталась нам в наследство от СССР и до сих пор не была реформирована. Однако при переходе к рыночной экономике систему нужно менять.


КАК МЫ БОРЕМСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Юлий Юсупов

В рамках подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм Национальному олимпийскому комитету и Национальному паралимпийскому комитету разрешено «в порядке исключения» заключать напрямую договоры на закупки и об аренде без проведения электронных торгов, тендеров.


КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БЮРОКРАТЫ ОСТАВИЛИ БИЗНЕС В ПОКОЕ? или СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ХИРУРГ

Юлий Юсупов

Министр юстиции Русланбек Давлетов: «Сколько бы мы ни старались помогать предпринимателям, создавая разные организации и институты, принимая законы, следует признать, что самая большая помощь состоит из двух факторов: создать равные условия для всех и оставить предпринимателя в покое».


Репортаж телеканала «Узбекистан 24» как энциклопедия схем коррупционного взаимодействия бизнеса и государства

Юлий Юсупов

Пока мы не вытащим наших чиновников из экономики, не ограничим их властные полномочия, не сократим долю государства в экономике, не проведем реформу государства, Узбекистан будет оставаться бедной страной.


КАК В ХОДЕ ПРОВЕРОК НЕ ВЫЙТИ НА САМИХ СЕБЯ

Юлий Юсупов

Генеральный прокурор Нигматилла Юлдашев поставил под сомнение независимость проверяющих органов, которые находятся в подчинении министерств и ведомств. Неплохо бы проверить все государственные органы, а особенно органы хозяйственного управления на предмет наличия одновременно несовместимых функций.


ПРЕВРАТИМ ПАРЛАМЕНТ ИЗ СПЯЩЕГО ИНСТИТУТА В ДЕЙСТВУЮЩИЙ!

Юлий Юсупов

Несколько постов в ФБ по поводу недовольства депутатов от ЛДПР критикой текущего состояния дел в сфере защиты прав собственности.


Палки в колесо инвестиционной привлекательности

Карен Срапионов

Статья рассказывает об одном аспекте распространенного нарушения прав собственности: бесправности миноритарных инвесторов. Их права также часто нарушаются, нарушаются в первую очередь государством и автор показывает это на конкретном примере.


ДАЁШЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ!

Бехзод Хошимов

В ближайшие годы нам предстоит приватизация большого количества государственных объектов. Поэтому очень важно отработать и внедрить четкие, хорошо продуманные правила приватизации. Иначе это будет приватизация «для своих», чреватая с одной стороны коррупцией и неэффективными собственниками, с другой — дальнейшими бесконечными переделами собственности.


Движемся ли мы вперёд? Как оценить развитие гражданского общества в Узбекистане

Дильмурад Юсупов

Дильмурад Юсупов опубликовал список причин 20 отказов в регистрации ННО Молодёжного центра волонтёров «Oltin Qanot».
Это просто изумительный документ, публикация аналога которого в любой цивилизованной стране привела бы к немедленной отставке правительства и привлечению к ответственности всех виноватых и их начальников.


Можно ли развивать текстильный сектор посредством чиновничьего беспредела в прядильной отрасли?

Юлий Юсупов

Армия чиновников с упоением и вдохновением продолжает убивать экономику. И вот в очередной раз они решили заняться многострадальным текстильным сектором. Результат, как всегда, будет плачевным, но никого это не останавливает. Как и не останавливало раньше.


Хуршид Асадов – герой нашего времени

Юлий Юсупов

Экономист Хуршид Асадов публично взял на себя ответственность за суперпроект последних лет наших чиновников по «развитию электротехнической промышленности. Я считаю это крайне смелым и небывалым в истории Узбекистана поступком. Давайте его зафиксируем и у нас наконец будет хотя бы один человек, готовый отвечать за конкретное экономическое решение правительства.


«Опять двойка» системе государственного регулирования экономики

Юлий Юсупов

Наши органы государственного регулирования «получают двойки» вот уже более 30 лет: все эти годы мы пытаемся создать рыночную экономику, а методы ее регулирования какими были архаичными 30 лет назад, такими остаются и сегодня.
Главными и почти единственными инструментами экономической политики у нас все еще остаются льготы и дотации. И в очередной раз их получает, кто бы вы думали? Нетрудно догадаться: «электротехническая промышленность».


Как чиновники «помогают» развивать тепличные хозяйства

Юлий Юсупов

Очень наглядный пример того, как наши чиновники, якобы страшно обеспокоенные заботой о развитии местного производства, душат это самое местное производство ради получения коррупционной ренты.


Юлий Юсупов: Почему Узбекистану так важна реформа государства?

Беседа Бехзода Хошимова и Юлия Юсупова о взаимосвязи экономических и политико-правовых реформ, важности проведения реформы государства в Узбекистане, о направлениях предстоящих реформ.


Как сделать правительство эффективным?

Юлий Юсупов

Мы пытаемся создать рыночную экономику, а наша система государственного управления фактически не реформирована еще с советских времен и наши чиновники продолжают управлять экономикой в соответствии с привычными им принципами и подходами, корни которых находятся в недалеком советском прошлом. Выйти из этой ситуации можно только через проведение кардинальных административной и политико-правовой реформ.


И снова о деле «Совпластитала»

Юлий Юсупов

В деле рейдерского захвата компании «Совпластитал», когда-то лидере химической индустрии страны, как в зеркале, отражаются наши проблемы защиты прав собственности и неэффективности государственного управления.


«Правосудие» в Узбекистане пробило очередное дно… А казалось, что падать уже некуда.

Юлий Юсупов

Продолжение «эпопеи» дела «Совпластитал». Судебная система не собирается пересматривать дело о рейдерском захвате компании в 2017 г.


Спасите нас от вас

Мария Тен

В последнее время решений правительства Узбекистана против граждан своей же страны так много, что в моём мозгу сплошной негатив.


ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ЭКОНОМИКУ ИЗ ТЕНИ НЕОБХОДИМО КАРДИНАЛЬНО УЛУЧШИТЬ БИЗНЕС КЛИМАТ

Юлий Юсупов

Почему бизнес уходит в тень? Это только кажется, что теневики в шоколаде: не надо платить налоги, соблюдать стандарты, получать разрешения и пр. На самом деле у нелегального бизнеса есть свои и немаленькие проблемы. И если люди предпочитают нести довольно высокие издержки нелегальной деятельности, то только потому, что издержки легального бизнеса выше.


ДЕТСКИЙ МАТ ДЛЯ МОНОПОЛИСТА

Юлий Юсупов

О публичной полемике Антимонопольного комитета с «Узметкомбинатом», у которого пытаются отобрать монопсонию (право эксклюзивного закупщика) по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов.


ПРОДОЛЖАЕМ ЖИТЬ ПО ПОНЯТИЯМ

Юлий Юсупов

«Выяснилось», что местная катанка «не соответствует стандартам качества и не может заменить импорт». И поэтому Антикризисная комиссия смилостивилась и разрешила импорт катанки «в случае несовпадения их марок и кодов ТИФ ТН с товарами, произведёнными внутри страны». Но остается много вопросов.


УДАСТСЯ ЛИ НА ЭТОТ РАЗ ПОБЕДИТЬ ГИДРУ БЮРОКРАТИИ?

Министерство юстиции вынесло на обсуждение проект указа президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур».


ИСТОРИЯ С КАТАНКОЙ КАК ЗЕРКАЛО ПОРОЧНОСТИ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Серия постов по поводу правительственных решений об ограничении импорта.


В ПОСТСОВКЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

Юлий Юсупов

Прежние и ставшие уже привычными механизмы продления власти авторитарных лидеров дают сбои. Что-то сломалось в этих механизмах. Пришли новые поколения, которые не считают их чем-то само собой разумеющимся.


АД ПОД НАЗВАНИЕМ «ЖАСЛЫК»: НАША НЕДАВНЯЯ ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ВСЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА

Рассказ о том, что такое колония «Жаслык», который неизбежно приводит к вопросу: Как такое могло быть не в мрачном Средневековье, а сегодня, в 21 веке, не где-нибудь в Центральной Африке, а у нас буквально под боком?


Как помочь предпринимателям во время кризиса и улучшить бизнес климат

Интервью с С.У.Умурзаковым, заместителем премьер министра, министром инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.


Опубликован отчет Всемирного банка ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Опубликован на русском языке ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, подготовленный экспертами Всемирного банка.


ПРИВАТИЗАЦИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ОТЪЕМА

Юлий Юсупов

Агентство по управлению госактивами по настоянию Антимонопольного комитета отказалось от идеи передать два объекта в центре Ташкента частной компании по нулевой стоимости и без конкурса с выполнением инвестобязательств.


ГЕРОЙ ДНЯ

Юлий Юсупов

Надо поощрять людей, принимающих правильные и важные для будущего нашей страны решения.
Герой сегодняшнего дня — председательствующий судебной коллегии Верховного суда, отменившей противозаконное решение хокима и позорные судебные решения предыдущих судебных инстанций об изъятии турбазы «Янгиабад», — ШАХНОЗА АХАТОВА.


Открытое письмо по делу «Совпластитал»

Юлий Юсупов

Открытое письмо
Председателю Верховного суда, Министру Юстиции, Директору Агентства по управлению государственными активами о деле компании «Совпластитал».


ЖЕНИТЬБА ФИГАРО И НАШИ РЕАЛИИ

Юлий Юсупов

Художественные произведения, публицистика на тему неправедного суда, репортажи из зала суда, опубликованные речи адвокатов сыграли в свое время во многих странах огромную роль в деле создания современного правового государства. Но у нас люди, на которых клеймо ставить негде, чувствуют себя вполне спокойно и уверенно, так как окружающие зачастую никак не демонстрируют адекватное к этим товарищам отношение.


Последнее китайское предупреждение президента

Юлий Юсупов

За последние три года было подписано огромное количество указов и постановлений о запрете пересмотра итогов приватизации, много раз президент категорически запрещал отнимать собственность у бизнеса.
Но учитывая воз и ныне там.


Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов о посещении им Узбекистана

Опубликован Доклад специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Сайяна.


Огромный размер правительства — признак неэффективности системы государственного управления

Юлий Юсупов

Существующая структура правительства неэффективна и не позволит решать задачи экономического развития страны. Необходима кардинальная административная реформа.


А нужно ли нам такое «большое» и неэффективное государство?

Юлий Юсупов

Мы живем в стране, большая часть экономики которой либо напрямую принадлежит государству, либо косвенно контролируется через фискальные и квазифискальные расходы государства. Без радикального сокращения участия государства в хозяйственной жизни, развития рыночных институтов и механизмов, сокращения барьеров для предпринимательской деятельности у нас нет никаких шансов создать современную конкурентоспособную экономику.


ПРОЗРАЧНЫЕ ПРАВИЛА ИЛИ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОЛ?

Юлий Юсупов

Ключевая проблема с привлечением инвестиций в Узбекистан заключается в том, что наша экономика до сих пор работает в режиме «ручного управления». И все крупные инвесторы должны договариваться о «правилах игры» для своих проектов в индивидуальном порядке.


БЕСПРЕДЕЛ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ – ГЛАВНАЯ УГРОЗА ДЛЯ БУДУЩЕГО УЗБЕКИСТАНА

Продолжаются беззаконные случаи отъема собственности, в том числе ранее приватизированной. Причины в подавляющем большинстве случаев – коррупционные мотивы.


ЕЩЕ РАЗ О КОРРУПЦИИ

Юлий Юсупов

В чем причины коррупции и как с ней бороться?


Станет ли 2020 год прорывным в вопросах защиты прав собственности?

Юлий Юсупов

Слабая защищенность прав собственности — проблема номер один для экономического развития сегодняшнего Узбекистана. Новый поворот в деле компании «Совпластитал» дает надежду, что в 202о-м году может произойти перелом в этом вопросе.


«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК» И НАШИ РЕАЛИИ

Юлий Юсупов

Лучшей иллюстрации важности механизмов сдержек и противовесов, наличия свободных и независимых СМИ и судебной власти, реального (а не на бумаге) разделения законодательной и исполнительной властей, то есть реально работающих демократических институтов, трудно придумать.


Перспективы демократизации стран Центральной Азии глазами экономиста

Юлий Юсупов

Прошло уже более 27 лет после распада СССР и возникновения новых независимых государств на территории Центральной Азии. Однако реальных успехов в демократическом строительстве совсем мало. В статье представлены некоторые соображения по поводу того, почему в наших странах так тяжело прививаются демократические институты, насколько важны они для экономического развития и насколько велики шансы, что они в конце концов привьются.


НУЖНА РЕФОРМА СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ!

Юлий Юсупов

О проекте Указа президента «О мерах по государственной поддержке проведения социологических исследований».


Как в Узбекистане нарушаются права собственности

Юлий Юсупов

Сегодня главная причина низкой инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана, а, следовательно, и недостаточных темпов экономического развития – крайняя слабость,  недееспособность механизмов защиты прав собственности. История компании «Совпластитал», которую без всяких оснований отняли у акционеров, — это все, что нам надо знать о правах собственности в Узбекистане.


Заметки юриста о реформе уголовного судопроизводства

Анвар Бабакулов

О необходимости и направленияз реформы уголовного судопроизводства в Узбекистане.


Административная реформа — что она включает?

Что такое административная реформа и зачем она нужна в Узбекистане.


Опубликован проект Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019-2023 годов

Предложены меры по развитию конкуренции.


И-ИНФАНТИЛИЗМ

Юлий Юсупов

Раз уж у нас до сих пор нет хорошо работающих демократических институтов, давайте дружно сядем на землю, начнем биться головой о стену и причитать по этому поводу. И прекратим всякие реформы. Все равно при отсутствии должных политических механизмов все реформы извратят, изгадят, сделают так, чтобы выгоду извлекали приближенные к власти.


О важности защиты прав собственности

Юлий Юсупов

Если мы хотим построить современное цивилизованное общество, то нам необходимо создать эффективную систему защиты прав собственности и мощный, дееспособный класс собственников. Однако в Узбекистане права собственности  плохо защищены. С чем это связанно и что нужно делать, чтобы их защитить и укрепить?


Как сделать процесс приватизации земли более эффективным?

Азиза Умарова

Значительным шагом для развития в нашей стране приватизации земли стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», согласно которому с 1 июля 2019 года юридические и физические лица будут иметь право приватизировать земельные участки. месте с тем на сегодняшний день приватизация земли в Узбекистане представляется нелегким процессом, так как отсутствует сильная научная правовая школа для информационно-аналитического сопровождения реформы. Хотелось бы обратить внимание на пять ключевых факторов, способных повлиять на ход реформ.


Коррупция как бизнес

Юлий Юсупов

Коррупцию можно рассматривать как услугу, за которую ее «поставщик» получает плату. Эта услуга — производная от другой категории услуг – государственных. Почему при оказании государственных услуг появляется спрос на «дополнительные» (коррупционные) услуги? Как этот спрос стимулируется? Как ограничить спрос на коррупцию?


Как сделать автопром конкурентоспособным?

Юлий Юсупов

Нужно быть очень внимательным и осторожными, когда монополист говорит о необходимости сохранения высоких таможенных платежей. Спасти от неэффективности и коррупции наш автопром может только конкуренция.


Лоббисты и общество: кто кого?

Юлий Юсупов

Одна из ключевых проблем реализации реформ в Узбекистане – все еще не отработанная, имеющая множество лазеек для лоббирования индивидуальных и ведомственных интересов, система принятия важнейших государственных решений. Как эта система работает можно проследить на примере принятия Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию и повышению экспортного потенциала электротехнической промышленности».


Важнейшее направление реформ в Узбекистане — создание системы правоохранительных органов и правосудия — видеоролик

Бехзод Хошимов в интервью на узбекском языке о том, как связаны между собой экономика и экономическая наука, о важности исполнения законов и защиты прав собственности, о необходимости реформ правоохранительной и судебной систем.


Административная реформа в Узбекистане: какие шаги предстоит сделать?

Азиза Умарова

В послании Олий Мажлису 29 декабря президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?


Подталкивание: «мягкая» сила на пути к цели

Алишер Файзуллаев

В госуправлении и регулировании пора внедрять поведенческие методы: они малозатратны, эффективны и оставляют людям свободу выбора.


О самых важных реформах в Узбекистане за год и о том, что сделано не было

Юлий Юсупов

О главных реформах 2018 года и приоритетах на 2019-й. В том числе и об административной реформе.


Почему большая доля государства в экономике тормозит развитие страны

Бехзод Хошимов

Автор приходит к выводу, что в экономике Узбекистана низкий уровень конкуренции и частной инициативы обусловлен а) высокой степенью государственного регулирования экономики, б) значительной долей государственной собственности.
Соответственно, для того, чтобы вывести нашу страну из тридцатки самых бедных стран мира нужны ее демонополизация и разгосударствление, а также приватизация государственных предприятий.


Юлий Юсупов

Опубликован проект документа «О мерах по дальнейшему углублению реформ в текстильной и швейно-трикотажной промышленности, направленных на увеличение экспортного потенциала отрасли». Это уже второй проект документа откровенно лоббирующий сохранение существующей системы управления отраслями и пытающийся поставить крест на административной реформе.


У Хаво йуллари забирают аэропорты. Плюс намечены меры по началу административной реформы в транспортном секторе.


Юлий Юсупов

Судьба этого документа – хорошая «лакмусовая бумажка», чтобы проверить, возвращаемся мы назад в прошлое или все-таки продолжим путь реформ.


Юлий Юсупов

Монополия на автомобильном рынке Узбекистана — изумительный пример сочетания алогичности, неэффективности, коррупции и абсолютной непробиваемости. Такое ощущение, что для наших чиновников это последний бастион, который они не сдадут ни за что. А платим за это сомнительное удовольствие мы: покупатели и налогоплательщики.


Юлий Юсупов

Вот уже более 20 лет существует отечественный автопром. Сколько туда только не вложили, как его только не защищали и не оберегали. А он до сих пор не конкурентоспособен. Почему и что нам теперь делать?


Азиза Умарова

Закон о госслужбе должен внедрить изменения, гарантирующие прозрачный конкурсный отбор и минимизацию коррупции, а также профессионализм, мотивацию и оценку деятельности лиц, занимающих государственные посты.


Юлий Юсупов

В Узбекистане планируется повышение тарифов на электрическую энергию, газ и автомобильное топливо. Данные сектора, как и многие другие отрасли нашей экономики, контролируемые государством, нуждаются в радикальном реформировании, включающем разгосударствление, демонополизацию, внедрение принципов корпоративного управления и приватизацию. Но вместо этого нам предлагают очередное повышение цен.


Юлий Юсупов

Журналист из podrobno.uz попросил прокомментировать передачу Dari-Darmon в доверительное управление иностранной компании.
Получился пост о необходимости реформы госсектора.


Зафар Хусаинов

Поэтапно приватизировать национальную авиакомпанию, создать конкуренцию, сделать аэропорты независимыми, пересмотреть тарифную политику — ключевые меры оздоровления авиарынка Узбекистана.


Азиза Умарова

Прошлой осенью в Узбекистане приняли Концепцию административной реформы. В идеале она должна полностью изменить подходы к государственному управлению, заставить государственные органы работать эффективнее и избавить систему от бессмысленных, бесполезных или вредных функций.
Зачем нужна административная реформа и в чем ее суть?


Автор: Азиза Умарова

О необходимости структурных реформ в сфере авиаперевозок в Узбекистане.


Корни коррупции лежат в проводимой экономической политике и устройстве системы государственного управления. Соответственно, для устранения причин глубинных коррупции нужны экономическая и административная реформы.


Автор: Юлий Юсупов

Экономические реформы в переходных экономиках через призму неоинституционалистской теории.

Экономическое обозрение, 2001, 1-2.


Автор: Юлий Юсупов

Необходимость административной реформы в контексте развития экономической науки.

«Экономическое обозрение», 2003, 10.


Автор: Юлий Юсупов

Содержание рыночных реформ в переходных экономиках. Возможные проблемы и риски

Экономическое обозрение, 1999, 4.