В поисках экономического чуда

Автор: Ярослав Романчук

ФБ, 23 октября 2018 г.

Самый ценный исторический урок или как вырваться из порочного круга страны хронического хождения по граблям

Несколько ярких, убедительных, кричащих факторов в пользу ключевого фактора обеспечения процветания и благополучия — СВОБОДЫ.
1) Сингапур. В 1960 г. ВВП Сингапура на душу населения — $428, в 2018г. — $61230 или в 143 разf больше.
2) Ирландия. В 1960г. ВВП на душу населения было $686, в 2018г. ожидается $75190 или в 110 раз больше.
3) Южная Корея. В 1960г. ВВП на душу населения было $158, в 2018г. ожидается $32050 или в 203 раза больше.
4) Япония. В 1960г. ВВП на душу населения было $479, в 2018г. ожидается $40110 или в 84 раза больше.
5) Гонконг. В 1960г. ВВП на душу населения было $429, в 2018г. ожидается $48230 или в 112 раз больше.
6) Тайвань. В 1960г. ВВП на душу населения было $150, в 2018г. ожидается $25530 или в 170 раз больше.
Экономическое чудо этих стран (быстрый (6 – 10% в год), долгосрочный (более 20 лет) экономический рост имеет общий фундамент:
1) экономическая свобода,
2) частная собственность,
3) малое государство (не более 20% ВВП, а на этапе бурного роста – до 15% ВВП)
4) безусловное верховенство права, которое обеспечивает независимый суд,
5) свободная конкуренция и открытость миру,
6) культура трудолюбия, риска и достижения предпринимателей,
7) персонификация ответственности за прибыль и убытки: заработал своим трудом и служением потребителю – слава, почёт и рост рыночной капитализации, получил убытки, не рассчитался по кредитам – банкрот,
8) свободный рынок труда – без удушающих динамизм взаимоотношений нанимателей и наёмных работников трудового кодекса,
9) свободный рынок капитала – без монополии национальной валюты и жёстких барьеров на доступ к мировому финансовому рынку,
10) Саморегулирование бизнеса, конкуренция стандартов – и никакой монополии ГОСТов.
Ни в одной этой стране, а также других странах, которые да 30 – 50 лет совершили рывок из бедной страны в группу стран с высокими доходами, не было:
1) государственного регулирования цен, в том числе административного выделения группы «социально значимые товары»;
2) государственной программы импортозамещения;
3) доминации государственной собственности;
4) жёсткого торгового протекционизма внутри страны и во внешней торговле;
5) дискриминации частного сектора путём создания благоприятных, льготных условий для т. н. «точек роста»;
6) всеохватывающей системы лицензирования, сертификации и выдачи разрешений;
7) дедолларизации и широкого использования запретов на использование иностранных валют;
8) гарантий прав собственности инвесторам в виде честного слова главы государства или парламента, а не через универсальные, независимые правовые институты;
9) доминации государства в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров;
10) высокой налоговой нагрузки с разорительными налогами на доходы, добавленную стоимость или наследство.
В 1992 году ВП на душу населения Беларуси был ~$1200. В 2018г. он оценивается на ~$6020, т. е. пять раз больше. За 26 лет рост только в пять раз. Если мы продолжим текущую экономическую политику в предстоящие 30 лет, т. е. вплоть до 2050 года ВВП на душу населения будет, в лучшем случае, ~$12 – 15 тысяч на душу населения. Это ~75% меньше, чем ВВП Европы в 2018г. Старый курс белорусских властей при сохранении основных институтов – это курс на отставание от Европы 30 — 40 лет. Старый, традиционный курс белорусской экономики – это курс в зону хронической отсталости страны, глубокой демографической ямы и превращения территории страны в развлекательно-контрабандные площадки номенклатурно-силовых и олигархических структур соседних стран.
Если вы делаете всё по-старому, со старыми руководителями, в старой колее институтов, при неизменной руководящей и направляющей роли Государства, то у нас НОЛЬ шансов сделать благополучную, процветающую, социально ориентированную страну.
Может, пора выучить базовый урок экономической истории и выбросить у утиль пропаганду лженаучного марксизма-ленинизма с вкраплениями кейнсианства и теории игр?

Комментарий от Юлия Юсупова:

Утверждение «Ни в одной этой стране, а также других странах, которые да 30 – 50 лет совершили рывок из бедной страны в группу стран с высокими доходами, не было:», на мой взгляд, слишком жесткое — всякое там за это время бывало. Но, если рассматривать, как доминирующие тенденции — совершенно точно.

Расшифровка: малое государство — это небольшая доля государственных расходов (или налогов) в ВВП. Справка. В Узбекистане налоговая нагрузка на экономику (доля налогов и аналогичных платежей в ВВП) — 30-35%. Если сюда добавить скрытые формы налогообложения (типа «добровольной» благотворительности) — более 40%.

 

Поделиться