Узбекистан: женщины меньше получают, менее образованны, менее равны

Автор: Ирина Матвиенко

В Узбекистане существует гендерный дисбаланс в образовании, занятости, доходах и возможностях делать карьеру.

Читать статью

Комментарии к статье экспертов, которые не попали в публикацию полностью:

Танзила Нарбаева, заместитель премьер-министра Узбекистана, председатель Комитета Женщин Узбекистана:

Вопрос очень актуальный для нынешнего положения дел в области гендерного равенства. Улучшать ситуацию по всем перечисленным направлениям, однозначно — необходимо. Считаю, что необходимо проводить постоянный мониторинг критериев, определяющих равноправие женщин и мужчин во всех сферах. На основе показателей, характеризующих равноправие полов, необходимо изучать положение дел, выявлять проблемы и определять задачи, над которыми должно работать правительство в тесном контакте с гражданским обществом.

Такая статистика является результатом годами накопившихся социальных проблем и глубоко укоренившихся в сознании людей стереотипов в отношении роли мужчины и женщины в семье и обществе. Невозможно разом решить все проблемные вопросы, необходим существенный вклад и материальных и человеческих ресурсов, изменение мышления не только мужчин, но и самих женщин.

Это комплексная и системная работа, требующая участия абсолютно всех действующих структур. Вопросами гендера должны заниматься не только женские организации, как иногда предполагают отдельные руководители, этот компонент должен быть глубоко внедрен в систему работы абсолютно всех организаций.
Самое главное — первые зачатки правильного восприятия данного вопроса должны быть преподнесены детям с ранних лет еще в семье. Но если в семье сохраняются патриархальные устои, в сознание детей, особенно девочек внедряется мысль о ее будущей роли в семье только в качестве домохозяйки, то и она уже в дальнейшем формируется именно такой, какой хотят видеть ее родители и будущий супруг.

Поэтому в республике начата работа по совершенствованию законодательства, касающегося интересов семьи и женщин. При разработке проектов Законов мы учитываем в первую очередь, обеспечение прав женщин как в семье, так и в обществе. Разработан проект Закона «О профилактике бытового насилия», начата работа над проектом Закона «О равных правах и возможностях женщин и мужчин», вносятся предложения для изменения Семейного кодекса, других нормативно-правовых актов.

Кроме этого осуществляются реформы, касающиеся повышения уровня образования детей и молодежи, особенно через развитие сети дошкольных детских учреждений, повышение качества образования, создание доступных рабочих мест, для молодежи и женщин.

Что касается низкого уровня представленности женщин на уровне принятия решений, то действительно, у нас женщин очень мало на руководящих должностях. Но сейчас уже начата работа в данном направлении. Для обеспечения целевой подготовки женщин к руководящим позициям, мы запустили проект по повышению потенциала женских кадров, которые имеют возможности активно принимать участие в государственном и общественном управлении. Их у нас более 3-тысяч. Появление на горизонте женщин, желающих занимать определенные позиции в госуправлении говорит не только об уровне их активизации, но и об изменении сознания и кругозора близких людей, особенно мужчин.

Учитывая, что девушки создавали семьи сразу после окончания колледжей и лицеев, они естественно, оставались без высшего образования (да и вообще уровень охвата высшим образованием всего населения составлял 9 процентов). Вместе с тем ожидается, что с проведением реформ в системе образования в целом, расширением сети высших образовательных учреждений, внедрением заочного и вечернего вида обучения в ВУЗах, уровень образованности женщин будет повышаться (тем самым женщина сможет совмещать учебу с семьей).

В Узбекистане на законодательном уровне отсутствуют нормы, касающиеся ущемления трудовых прав женщин, особенно в вопросах заработной платы. Но совершенно верно, что в связи с преобладающей занятостью женщин в системах образования и здравоохранения, уровень оплаты в этих отраслях был низок в целом.

Но всем известно, что в настоящее время приняты соответствующие решения, на основании которых заработная плата работников образовательной, медицинской систем повышена в разы и данный процесс продолжится и далее. В этом году совместно с Международной организацией труда будем проводить исследование положения женщин в сфере труда и результаты исследования будут основанием для определения дальнейших действий, которые будут способствовать ликвидации гендерного дисбаланса в сфере труда.

Юлий Юсупов, независимый экономист:

Безусловно проблема гендерного неравенства в семье, обществе и экономике весьма актуальна для Узбекистана. Но чтобы решать любую проблему нужно сначала разобраться в ее причинах. Я не вижу каких-то значимых причин в сфере законодательства. Скорее наоборот, наши законы создают гендерную диспропорцию в пользу женщин, например, позволяя им раньше уходить на пенсию.

Впрочем, иногда непродуманная «защита интересов женщин» им только вредит. Особенно тогда, когда, расходы по «защите» перекладываются на чужие плечи. Так в Узбекистане ответственность за выплату декретных пособий возложена на работодателей (подробнее см. публикацию). Хотя – это обязанность государства. Как следствие, работодатели не охотно принимают молодых женщин на работу, опасаясь, что они могут уйти в декрет. В результате молодые женщины не могут найти работу. Как говорится, «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

На мой взгляд, основные корни гендерного неравенства заложены в существующих стереотипах мировоззрения и поведения людей. Именно в соответствии с ними происходит гендерное распределение функций. Мужчина – глава семьи, который должен обеспечивать ее материальное благополучие. Поэтому так важны вложения в квалификацию, образование, профессиональный и карьерный рост именно мальчиков, юношей, мужчин, а не девочек, девушек и женщин. Функция женщин – «хранительница семейного очага», отвечающая за семейный быт и воспитание детей. Образование, профессиональный и карьерный рост для них на втором плане. Отсюда гендерные диспропорции в высшем образовании, занятости, доходах, владении имуществом и бизнесом, в структуре руководителей.

Причем:

— гендерным стереотипам женщины зачастую подвержены не в меньшей степени, чем мужчины;

— они же являются главными носителями этих стереотипов, передавая их своим детям (как девочкам, так и мальчикам);

— от гендерных стереотипов мужчины порой страдают не меньше чем женщины, не выдерживая бремени и ответственности единоличного главы семьи и «добытчика».

Еще одна причина гендерного неравенства в нашей стране – широкая распространенность при взаимодействии между людьми жесткой (иногда неформальной) иерархии и авторитарных методов управления. Жесткоиерархические и авторитарные модели принятия решений и управления зачастую доминируют в государственных структурах, в бизнесе и в семье. Между тем, женщины, как правило, в большей степени, чем мужчины склонны к компромиссам и согласованиям. Соответственно, в господствующих иерархических моделях они и окружающие воспринимают их как чуждые элементы. Отсюда сложности с карьерой и выполнением управленческих функций. Отсюда и вторые роли в принятии решений на уровне семьи.

С гендерными стереотипами, а также с нарушениями прав и свобод женщин надо бороться через школьные программы, пропаганду, личные примеры, специальные проекты, защищающие гендерное равенство и пресекающие любые формы гендерной дискриминации. Но в реальности такого рода культурные стереотипы преодолеваются весьма медленно. Надо запастись терпением и много-много работать, в том числе ломая существующие стереотипы у самих женщин.

Алла Куватова, социолог, кандидат философских наук, доцент РТСУ:

В статье на основе официальных статистических данных показаны имеющиеся проблемы с реальной ситуацией по достижению гендерного равенства в Узбекистане.

Главное препятствие – это существующие стереотипы о традиционной роли женщины в обществе, воспитание и образование девочек и мальчиков на основе мусульманских традиций без учета происходящих в современном мире изменений и необходимости быть другими — более уверенными, хорошо образованными и мотивированными на самостоятельность и независимость личностями вне зависимости от пола.

Здесь не должно быть страхов, что все это может разрушить устои семьи. Семья будет крепкой и стабильной, если будет состоять из равных партнеров, уважающих, понимающих, принимающих и помогающих друг другу людей, где дети будут расти в здоровой обстановке мира, любви и благополучия.

Если общество будет опираться на существующие в настоящее время подходы в воспитании девочек и мальчиков, ни о каком прогрессе и позитивных изменениях в направлении достижения гендерного равенства в странах Центральной Азии в будущем не будет и речи. Что нужно делать? В первую очередь, государственным служащим самим нужно стать гендерно-чувствительными и с помощью средств массовой информации ломать сложившиеся гендерные стереотипы, а также продвигать стратегии по повышению роли женщин в обществе и не бояться поделиться властью с женщинами на всех уровнях принятия решений.

 

Поделиться