ТАК БЫЛИ ЛИ ПРОСЧЕТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ?
ГНК ответил (https://soliq.uz/press-services/news/show/nalogovaya-reforma-naskolko-ona-rezultativna) «авторам которые подвергают сомнению результаты налоговой реформы в Узбекистане» (видимо, имеется в виду следующий материал: https://ced.uz/kommentarii/pravilno-li-my-splanirovali-nalogovuyu-reformu/).
Во-первых, «авторы» не подвергают сомнению результаты налоговой реформы, а, напротив, ее очень даже приветствуют.
Во-вторых, критике подверглась не налоговая реформа как таковая (тем более, что «авторы» были среди ее инициаторов), а способы ее реализации.
В-третьих, позволю себе заметить, что аргументы в защиту того, что НДС был снижен не с 1 января, а с 1 октября несколько странные:
— Почему снижение с 1 января поставило бы «под угрозу обеспечение доходной части бюджета», а с 1 октября — не поставило? Что такое случилось за 8 месяцев?
— Снижать ставку НДС надо было одновременно с отменой огромного количества налоговых льгот (что и предусматривалось Концепцией налоговой реформы). Но льготы своевременно не были отменены. Поэтому и возникли проблемы с разрывами цепочек и могли бы возникнуть проблемы с бюджетом. В этом и заключался один из просчетов в реализации реформы.
— Совсем странным аргументом выглядит «Также требовалось время для обучения субъектов малого бизнеса, не имевшего на тот момент достаточных знаний и навыков для исчисления НДС». Почему можно обучать уплате НДС только при 20% ставке? А при 12 или 15% не получится?
— Уклонения от НДС, на которые жалуется ГНК, как раз в значительной степени были связанны с просчетами в реализации реформы. Именно высокая ставка налога в сочетании сохраняющимися льготами вынуждали предприятия уходить в тень, так как эта ставка не позволяла плательщикам НДС конкурировать с неплательщиками НДС.