Открытое письмо по делу «Совпластитал»
Открытое письмо
Председателю Верховного суда Республики Узбекистан Камилову К. Ф.,
Министру Юстиции Республики Узбекистан Давлетову Р. К.,
Директору Агентства по управлению государственными активами
Республики Узбекистан Бекенову С. Х.
о деле компании «Совпластитал»
От Юсупова Ю.Б., директора Центра содействия экономическому развитию
Уважаемые Козимджан Фазилович, Русланбек Куролтайевич и Сунатулла Хусанович,
Сразу оговорюсь: у меня нет никакого личного интереса в деле «Совпластитал». Просто так получилось, что я знаком с материалами дела и слежу за ним исключительно с позиции изучения вопроса защиты прав собственности в Узбекистане. Так как считаю, что этот вопрос – ключевой для экономического развития страны, без решения которого мы в принципе не сможем создать цивилизованную рыночную экономику. Дело «Совпластитала», на мой взгляд, — своеобразная «лакмусовая бумажка» того, насколько мы готовы стать правовым государством, защищающим интересы его граждан и экономики страны.
Отъем собственности у владельцев компании «Совпластитал» в 2017 г., по моему глубокому убеждению, является грубейшим нарушением самых элементарных прав собственников, защищенных Конституцией и законами Республики Узбекистан, а также уже принятыми к тому времени Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 (№4933) «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов собственности для использования в предпринимательских целях» и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года (№2897), категорически запрещающих пересмотр итогов приватизации.
Причем авторами этого по-настоящему рейдерского захвата не было представлено вообще НИКАКИХ ВРАЗУМИТЕЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ в пользу своей позиции. Кроме приведенных выше нормативных актов, были нарушены и другие законы Республики Узбекистан, в соответствии с которыми нельзя изъять имущество без привлечения к процессу собственников (акционеров на суд не пригласили), а безвозмездная конфискация имущества (что и произошло) возможна только за совершение преступления или иного правонарушения. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с материалами дела, о чем я уже писал ранее.
И вот нашелся судья, который не побоялся встать на защиту прав одного из ограбленных собственников и принять решение о взыскании ущерба и госпошлины в его пользу. Но не тут-то было. Агентство по управлению государственными активами подало апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что ранее суд признал сделки по приватизации недействительными. То есть Агентство настаивает на беззаконном решении о пересмотре итогов приватизации. Вопреки многочисленным нормативным актам и публичным высказываниям Президента страны. 14 мая апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, а судебные расходы (почти 18 млн. сумов) возложил на больного, 40 лет проработавшего на предприятии акционера. Видимо, чтобы другим собственникам неповадно было отстаивать свои права.
Отдельный разговор о помощнике прокурора г. Ташкента, являющегося участником процесса. Его ФИО удивительным образом совпали с ФИО судьи, вынесшим то самое решение 2017 г., на основании которого были пересмотрены итоги приватизации компании «Совпластитал». Просто нет слов от такого бессовестного «правосудия». Следующий шаг – назначать судей апелляционного суда из тех же судей, приговоры которых опротестовываются. Впрочем, назначение прокурором судьи, дело которого рассматривается, – действие такого же порядка. И, действительно, к чему нам пустые формальности, если сам суд – профанация, а его решения заранее предопределены?
Уважаемые Козимджан Фазилович и Русланбек Куролтайевич,
На мой взгляд, именно на вас двоих лежит невероятная по важности и масштабам историческая ответственность за проведение судебной реформы в Узбекистане. Без эффективной и независимой судебной системы у нас НЕТ НИКАКИХ ШАНСОВ на создание цивилизованного общества, развитых правовых, экономических и политических механизмов, обеспечивающих процветание страны и ее граждан.
Я не специалист в области судебной реформы и не берусь давать конкретные рекомендации о том, как ее надо проводить. Но в любом случае реформы должны сопровождаться и подкрепляться конкретными делами, демонстрирующими готовность власти признавать прежние ошибки и создавать прецеденты подлинной законности. А также наказывать виновных, а не демонстративно назначать прокурорами по их собственным делам.
Я очень надеюсь, что на Ваше личное вмешательство в это по-настоящему безумное, абсолютно противозаконное и аморальное дело, а также на то, что судебная реформа будет в нашей стране наконец проведена.
Уважаемый Сунатулла Хусанович,
Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан совсем недавно выступило с предложением полностью приватизировать 1115 предприятий с государственным участием. Реализация этой программы – важнейший шаг проведения реформ в нашей стране.
Но одновременно от имени Агентства подается апелляция по делу, откровенно нарушающему права ранее приватизированной собственности. Скажите пожалуйста, как Вы собираетесь реализовывать амбициозную и чрезвычайно важную программу приватизации и одновременно создавать имидж недавно созданного Агентства по управлению государственными активами как учреждения стоящего в авангарде отъема ранее приватизированной собственности? У меня, честно говоря, не укладывается в голове такая двойственная позиция.
Как мне представляется Агентство должно стать ПЕРВЫМ ЗАЩИТНИКОМ ПРАВ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНЕ. Только тогда Вам поверят потенциальные инвесторы и только тогда удастся выполнить программу приватизации.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что делается от имени Вашей организации и примите меры по предотвращению дискредитации рыночных реформ в Узбекистане.
И обратите, пожалуйста, внимание еще на одно обстоятельство. Компания «Совпластитал» до ее рейдерского захвата в 2017 г. имела в своем активе 800 различных патентов (данные из Интернета). А с 2017 года по настоящее время, несмотря на участие в государственных программах инноваций, предприятие не зарегистрировало ни одного патента. Да и находится предприятие в весьма плачевном финансовом состоянии. Эти обстоятельства еще раз подчеркивают актуальность приватизации государственных предприятий и недопустимости пересмотра итогов прежней приватизации.
Я также призываю общественность страны осудить все МНОГОЧИСЛЕННЫЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ случаи отъема частной собственности. Только мы, граждане Узбекистана, через свою активную и публичную позицию можем заставить судей и чиновников выполнять свои обязанности и соблюдать наши законы. Никто за нас эту работу не сделает. Все в наших руках.