Перспективы демократизации стран Центральной Азии глазами экономиста

или

Как разбудить спящие институты

 

Автор: Юлий Юсупов

 

Читать статью на русском языке (cabar.asia)


Скачать статью на русском языке в PDF-формате:

Как разбудить спящие институты


Maqolani o’zbek tilida o’qing (ждем публикации на kun.uz)


Read the article in English (cabar.asia)


Ключевые выводы статьи:

  1. Наличие и эффективность ряда демократических институтов весьма важны для экономического развития стран Центральной Азии. Среди них особенно стоит выделить действенные процедуры сменяемости власти, эффективную и независимую судебную систему, действенную систему обратной связи между властью и гражданским обществом, наличие механизмов сдержек и противовесов для исполнительной власти. Если указанные институты отсутствуют или неразвиты, то это негативно сказывается на рыночных реформах и экономическом развитии.
  2. Существует множество объективных и субъективных препятствий для демократизации стран региона, в том числе низкий уровень несырьевых доходов на душу населения, неразвитость среднего класса, отсутствие исторического опыта существования демократических институтов, географическая и культурная удаленность внешних демократических центров.
  3. Нам не стоит ожидать быстрой демократизации наших обществ. Для формирования более-менее эффективно работающих и устойчивых демократических институтов уйдут десятилетия. Однако данная работа в какой-то мере облегчается наличием уже существующих, хотя зачастую и формальных или плохо работающих институтов: многопартийность, избираемая населением представительная власть, частично избираемая населением исполнительная власть, формально независимые и самостоятельные суды и пр. В эти «спящие» институты необходимо вдохнуть жизнь. Предстоит долгая и кропотливая работа – через сложный диалог с властью, совершенствование законодательства, многочисленные судебные иски, громкие общественные обсуждения, журналистские расследования, акции протеста и т.д. и т.п.
  4. Огромную роль в демократизации общества играют экономические реформы, так как только они могут обеспечить объективные предпосылки для устойчивости демократических изменений: относительно высокий уровень жизни населения и мощный средний класс. Другое дело, что экономические реформы очень трудно проводить без поддержки действенных демократических институтов. Поэтому экономические и политические изменения нужно проводить одновременно, шаг за шагом.

 


Читать другие публикации на эту тему:

Юлий Юсупов

Сегодня главная причина низкой инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана, а, следовательно, и недостаточных темпов экономического развития – крайняя слабость,  недееспособность механизмов защиты прав собственности. История компании «Совпластитал», которую без всяких оснований отняли у акционеров, — это все, что нам надо знать о правах собственности в Узбекистане.


Юлий Юсупов

Если мы хотим построить современное цивилизованное общество, то нам необходимо создать эффективную систему защиты прав собственности и мощный, дееспособный класс собственников. Однако в Узбекистане права собственности  плохо защищены. С чем это связанно и что нужно делать, чтобы их защитить и укрепить?


Юлий Юсупов

Раз уж у нас до сих пор нет хорошо работающих демократических институтов, давайте дружно сядем на землю, начнем биться головой о стену и причитать по этому поводу. И прекратим всякие реформы. Все равно при отсутствии должных политических механизмов все реформы извратят, изгадят, сделают так, чтобы выгоду извлекали приближенные к власти.


Анвар Бабакулов

О необходимости и направленияз реформы уголовного судопроизводства в Узбекистане.


Юлий Юсупов

Коррупцию можно рассматривать как услугу, за которую ее «поставщик» получает плату. Эта услуга — производная от другой категории услуг – государственных. Почему при оказании государственных услуг появляется спрос на «дополнительные» (коррупционные) услуги? Как этот спрос стимулируется? Как ограничить спрос на коррупцию?


Бехзод Хошимов в интервью на узбекском языке о том, как связаны между собой экономика и экономическая наука, о важности исполнения законов и защиты прав собственности, о необходимости реформ правоохранительной и судебной систем.


Одна из ключевых проблем реализации реформ в Узбекистане – все еще не отработанная, имеющая множество лазеек для лоббирования индивидуальных и ведомственных интересов, система принятия важнейших государственных решений. Как эта система работает можно проследить на примере принятия Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию и повышению экспортного потенциала электротехнической промышленности».


Азиза Умарова

В послании Олий Мажлису 29 декабря президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?


Юлий Юсупов

На самом деле люди, которые называют себя коммунистами – никакие не коммунисты, а самозванцы и невежды. Настоящие коммунисты в мире только одни – китайские коммунисты. Все остальные предали заветы своего учителя – Маркса и давно превратились в пособников бюрократов и коррупционеров. Ведь их всегда призывают в помощь, когда надо усилить роль государства и чиновников.


Автор: Юлий Юсупов

Как царь Петр окно в Европу прорубал, прорубал, но так и не прорубил или Можно ли получить молоко без коровы?
Статья о том, почему так сложно создать инновационную экономику.

 

Поделиться