Откажется ли Узбекистан от административного управления хлопковым и зерновым секторами к 2023 году? / Ўзбекистон 2023 йилда пахта ва ғалла давлат бошқарувидан воз кечоладими?
Ўзбекистон 2023 йилда пахта ва ғалла давлат бошқарувидан воз кечоладими?
Принята Стратегия развития сельского хозяйства Узбекистана. О стратегии, включая комментарии Юлия Юсупова.
Читать публикацию на узбекском языке
Текст интервью с Ю. Юсуповым на русском языке:
— Как Вы оцениваете содержание новой стратегии: насколько она хорошо обдумана?
— Документ очень сильно отличается от подавляющего большинства отраслевых программ развития, которые готовятся сегодня в Узбекистане. Как правило, такого рода документы представляют собой инвестиционные планы, готовящиеся с светских времен: сколько и чего мы будем производить в будущем. И они обычно пишутся для того, чтобы взять побольше денег у государства и вбухать их в новые инвестиционные проекты. Это совершенно порочная практика.
В утвержденной же стратегии развития сельского хозяйства все по-другому — акцент делается на реформы, которые необходимо проводить для решения давно назревших и перезревших проблем.
Главная цель — кардинально изменить роль государства. Потому что сейчас государство управляет аграрным сектором, как в советские времена. Фермеры по сути бесправны. Государство заставляет их выращивать хлопок и пшеницу (около 70% всех посевных площадей по стране на сегодняшний день), им указывает, что кому и по каким ценам они будут продавать свою продукцию, у кого и по каким ценам покупать материальные ресурсы. У фермеров в любой момент могут отобрать их землю. Вместо того, чтобы управлять по-советски, государство должно регулировать процессы и помогать фермерам в плане науки, консалтинга, инфраструктуры, а сам фермер должен работать в рыночных условиях. Стратегия призвана реализовать эту цель.
— А о каких проблемах аграрного сектора Вы говорите?
— Первая проблема — нерациональное использование земли. Земля бывает разной — по биохимическому составу, по доступу к воде, по доступу к инфраструктуре, по климатическим условиям. И разные культуры растут на такой земле по-разному. Где-то выгоднее выращивать хлопок, а где-то помидоры. А из-за системы госзаказа (на хлопок и пшеницу) фермеры не могут свободно решать, что им выращивать, что наносит им огромный ущерб. Но это ущерб не только для фермеров, но и для экономики в целом, так как структура аграрного производства не соответствует структуре спроса на сельскохозяйственную продукцию. Мы не получаем продукты, в которых нуждаемся, на которые есть спрос.
Вторая проблема — это деградация почв. Главная причина — у земли нет хозяина. У фермеров, несмотря на наличие договора долгосрочной аренды, землю могут легко отобрать и очень часто отбирают. И они себя чувствуют временщиками. Поэтому они не относятся к земле как к ресурсу, качество которого надо улучшать, о котором надо заботиться. Они относятся к этой земле, как к ресурсу, который нужно как можно больше эксплуатировать, чтобы выполнить план по хлопку и произвести другие культуры, на которых можно заработать. Отсюда деградация почв, уменьшение их плодородия. И это огромная проблема для нашей старны.
Третья проблема — нерациональное использование воды. Доставка воды до полей в условиях Узбекистана обходится довольно дорого: расходы на электроэнергию для водных насосов — основная статья бюджета на сельское хозяйство. И при этом идут большие потери воды, как минимум 30-40% теряется только на доставке (испарения, утекание воды в землю). Да и сами фермеры не заинтересованы в экономии воды. Она им достается бесплатно, поэтому они не используют современные водосберегающие технологии, например, капельное орошение. А платить за воду нормальные деньги они не могут, так как получают низкие доходы от продажи хлопка и пшеницы.
Четвертая проблема — в сельском хозяйстве практически нет частных инвестиций. Причина — опять-таки нет хозяев. Фермеры не чувствуют, что в землю надо инвестировать, потому что ее могут отнять. Частный бизнес не приходит, потому что права собственности не защищены и потому что нет нормальной системы ценообразования. Еще одна причина: фермер не может взять кредит под залог земли, потому что земля не находится в рыночном обороте. Нет кредитов — нет инвестиций. Из-за недостатка инвестиций не внедряются современные технологии, и это тоже отражается и на урожайности, и на использовании воды.
Стратегия не просто обращает внимание на эти и другие проблемы сектора, но и предлагает механизмы решения:
— укрепление прав фермеров, чтобы нельзя было просто так отнять землю;
— постепенный отказ от обязательного госзаказа, этого пережитка советских времен;
— формирование рыночных отношений как на рынках сельскохозяйственной продукции, так и на рынках ресурсов для сектора;
— введение платного водопользования;
— и т.д.
— В стратегии планируется достичь урожая зерновых 75 центнеров с гектара в 2030 году. Если учесть, ухудшение качества почвы и падения производительности, это реально возможно поднять урожайность до 75%?
— На самом деле никто не знает, какая у нас реальная урожайность пшеницы. Сейчас объемы производства пшеницы рассчитываются следующим образом. У фермера есть план. Он должен получить на отведенной для этого земле определенный урожай. И 50% этого урожая продать государству. Фактический урожай рассчитывается как урожай, проданный государству, умноженный на 2, то есть предполагается, что фермер план выполнил. Но сколько он вырастил пшеницы на самом деле никто не знает. Боюсь, что цифры по производству пшеницы существенно завышены. Поэтому говорить о каких-то планах по повышению урожайности совершенно бессмысленно. Мы понятия не имеем, какие реальные урожаи получают фермеры.
— Начиная с 2017 года некоторые пункты Стратегии Развития Узбекистана, запланированные на 2017, 2018 и на 2019 годы, не выполняются вовремя, переносятся. Смогут ли сегодняшние наши хокимы отказаться от государственного заказа на хлопок и зерно к 2023 году.
— Государственный заказ определяется не хокимами, а из центра. Поэтому, если в Ташкенте скажут, что госзаказ отменяется, никакого госзаказа не будет.
Другое дело, что необходимость выполнения госзаказа – это мощнейший рычаг управления и обеспечения власти хокимов, действенный инструмент получения коррупционных доходов и отъема собственности. И конечно же многие из них не захотят лишаться этого рычага. Это рычаг управления и для многих чиновников в центральном правительстве. Это источник сверхдоходов и в отдельных коммерческих структурах, например, хлопкоперерабатывающих заводах, компаниях, занимающихся экспортом хлопка или поставкой материальных ресурсов (техника, удобрения, горючесмазочные материалы и т.д.) фермерам. Сейчас они зачастую имеют привилегии, обладают монопольным положением, а на свободном рынке им придется конкурировать с другими предпринимателями. Кому это понравится?
Соответственно, сопротивление реформам будет значительным. Реализация стратегии будет зависеть от решительности и твердости президента и правительства.