Опять о вреде протекционизма
Автор: Зафар Хашимов
10 причин, объясняющих, почему протекционизм и высокие импортные тарифы это плохо для экономики.
1) цены в стране искусственно поднимаются из-за импортных тарифов, что обедняет людей, снижая их потребление;
2) цены растут, как на импортный, так и на местный товар, иначе, зачем поднимать тарифы на импорт: это делается, прежде всего для того, чтобы и местные производители могли держать свои цены завышенными. По своей сути, импортные тарифы- это защита доходов местных производителей, путём увеличение стоимости для потребителей через ограничение доступа к рынку для иностранной конкуренции.
3) ускоряется инфляция, повышается ставка рефинансирования и в жертву приносится экономический рост страны и рост реальных доходов населения.
4) увеличение импортных тарифов наносит удар по экспортным отраслям. Это происходит, как из-за общего роста цен, в том числе на компоненты и сырьё для производимой в стране продукции, а также из-за роста стоимости денег, о котором я написал выше.
Параллельно происходит подавления спроса на иностранную валюту. В результате, курс национальной валюты укрепляется. Последнее приводит к удорожанию стоимости экспортируемых товаров, делая их не конкурентными на внешних рынках. Очевидно, что страны, нацеленные на увеличения экспорта и туризма, постоянно стимулируют повышенный спрос на иностранную валюту и пытаются поддерживать стабильно низкий курс своей национальной валюты. Этого невозможно достичь, подавляя или ограничивая импорт.
5) нужно отдавать себе отчёт, что стоимость логистики по привозу товаров в Узбекистан уже само по себе является более чем хорошей защитой местного производства.
6) по сложности проведения импортных операций в рейтинге Всемирного Банка Doing Business мы занимаем (внимание! сейчас будет жесткач) 165-е место. Это обстоятельство, само по себе, служит ещё одной серьезной защитой местного производителя. Вот вам и нетарифный барьер.
7) высокие импортные тарифы стимулируют т. н. «чёрный», то есть полностью контрабандный, ввоз товаров, а также всякого рода серые схемы, такие, как занижение стоимости/ количества ввозимых товаров или различные подмены и манипуляции с классификацией товаров по ТН ВЭД. Выручка от продажи таких товаров не может быть полностью или частично официально проконвертирована, вследствии чего, повышается спрос на валюту на чёрном рынке. В то же время спрос на валюту на официальном валютном рынке снижается и мы снова возвращаемся к разрыву курсов на чёрном и официальном рынках. Это одновременно приводит к разрыву стоимости наличных и безналичных денежных средств: платить с карточки или в безналичной форме обходится агентам рынка дороже, чем наличными. Такое положение дел мы все, думаю, хорошо помним по недавнему прошлому. Следствием протекционизма также являются расширение доли чёрного рынка на товары и услуги, уменьшение поступлений в казну налогов и пошлин, общая криминализация экономики и дельнейший рост правового нигилизма среди предпринимателей и населения. Реакция государства может заключаться только в ужесточении контроля, в давлении на бизнес репрессивными методами, сопряженными с созданием благоприятных условий для коррупции.
8) импортные тарифы часто являются «зеркальными», в том смысле, что, когда мы вводим тарифы на иностранную продукцию, то и на нашу продукцию за рубежом вводятся схожие тарифы. И это тоже мешает экспорту.
9) импортные тарифы дают неправильные ценовые сигналы участникам рынка. Искажённая ценовая реальность может создавать иллюзорное представление о том, что отрасли, где у страны нет ни абсолютных, ни сравнительных преимуществ, начинают выглядеть для операторов рынка экономически привлекательными. В результате, компании и предприниматели тратят свои капиталы, полученные в банках кредиты, другие материальные и нематериальные ресурсы, создают рабочие места в тех отраслях, которые ни в настоящем и никогда в будущем, без защиты государства, не смогут устойчиво развиваться. Этот аспект протекционизма лишает страну не только текущего развития, но и развития в будущем. Даже, когда страна, наконец поняв порочность пути строительства барьеров в международной торговле, однажды решает гармонично интегрироваться в мировой рынок, найти своё место в международной цепочке разделения труда, социальная и экономическая стоимость трансформации, выраженное неотвратимой чередой банкротств, потерянных рабочих мест, безвозвратных кредитов, утраченных капиталов, может превратиться для нас в блокирующее препятствие для будущих преобразований или сделать их стоимость для общества баснословно высокой.
10) выбивание у государства ещё больших импортных тарифов сам по себе превращается в отдельный бизнес практически для всех местных отраслей производства и их лоббистов.
Достигается это стандартным набором угроз: потеря рабочих мест, банкротство предприятий, невозвратность кредитов и инвестиций, различного рода доводами о продовольственной, промышленной и прочих форм безопастности, а также с использованием чисто коррупционных схем.
Приведённый список, думаю, далеко не самый полный перечень всех отрицательных последствий политики протекционизма и тарифных барьеров.
Любителям задавать вопросы типа «если это плохо, почему такие то и такие то страны ведут или вели протекционистскую политику?», отвечу: «мир, вообще, несовершенное место. Политики, как и все люди, иногда совершают ошибки и глупости, но это не означает, что нам обязательно нужно следовать всем худшим практикам, собранным в мировой истории на том единственном основании, что ещё кто то когда то так глупо поступал».
Почитать по теме:
О вреде протекционизма
Автор: Юлий Юсупов
Надо ли защищать отечественных производителей от конкуренции с импортом?