Карго-культ широко распространился в конце и после завершения второй мировой войны на большом количестве островов Тихого океана (причем независимо друг от друга), когда американские военные убрали с них свои авиабазы.
Тогда туземцы из кокосовых пальм и соломы стали строить «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа верили, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные полезным грузом.
Екатерина Шульман ввела в оборот термин «обратный карго-культ», который «характерен для стран догоняющего развития, его особо придерживаются их политические элиты. Они проповедуют, что в Первом мире самолеты тоже из соломы и навоза, а тушенки нет. Только там ловчее притворяются и скрывают этот факт. Когда вам снова расскажут про тщету буржуазных выборов, комедию парламентаризма и насилие в полиции, помните: самолеты существуют, и люди на них летают. Так же реальны экономическая конкуренция, свободные выборы и независимый суд».
Мне кажется, с учетом широкого распространения на постсоветском пространстве обратного карго-культизма, весьма ценное замечание.