О последних инициативах по развитию сельского хозяйства в Узбекистане

Автор: Юрий Наумов, эксперт Center for Economic Development

В Узбекистане делается очень много для развития сельского хозяйства. Уменьшены площади под посевы хлопка, повышены закупочные цены на хлопок и зерно, происходит развитие многопрофильных фермерских хозяйств. Но пока внедрение рыночных механизмов в данной сфере идет очень медленно. Это существенно сдерживает развитие отрасли.

26-го апреля 2018 года был принято постановление президента «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель», которое по сути создает новый контролирующий орган с беспрецедентными полномочиями в сельском хозяйстве.

Согласно этому Указу все дехканские и фермерские хозяйства должны стать членами Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее – Совет). На их деятельность устанавливается дополнительный налог 0,8 или 0,5% от выручки, который почему-то называется членским взносом. Уже не раз писалось о пагубности налогов с выручки и отмена всех таких налогов предусматривается в концепции налоговой реформы.

Если основная функция Совета – помогать фермерам вести эффективный агробизнес, то очень логично сделать членский взнос как процент от чистой прибыли фермерского хозяйства или от прироста чистой прибыли по сравнению с прошлым годом. Т.е. если фермер заработал прибыль, то сказал «Спасибо» совету, а если не заработал, то «спасибо» и говорить не за что. Это было бы справедливо.

Кроме этого Президиум районного совета получил право отнимать землю у фермера. В постановлении не указаны четкие критерии по которым может быть прекращено право пользования земельным участком и регламент данного действия. Фактически любой фермер или дехканин попадает в зависимость от 3-4 членов президиума районного совета. И поэтому теперь фермеры будут иметь существенно меньше стимулов вкладывать свои средства и труд в улучшение мелиоративного состояния земель.

Кроме Совет получил право и функцию прокуратуры выдавать предписания о необходимости целевого и эффективного использования соответствующих земельных участков. Определять эффективно используется участок или нет, видимо члены совета будут на месте исходя из своего опыта.  Никаких критериев эффективности в указе нет. Теперь за целевым использованием земли будет следить и Совет и Прокуратура и районные Хокимияты. Как говорится, на одного араба 10 прорабов.

Полномочия совета понятны, а чем совет полезен фермерам не совсем. Сайт совета не дает об этом четкой информации. И нет мер ответственности Совета за неисполнение своих задач. Было бы хорошо это прописать.

Изначально Совет фермеров создавался как общественная организация, призванная помогать фермерам решать и проблемы и защищать интересы в государственных органах. Почему, в конечном итоге у совета полномочий стало больше чем у министерств и хокимията не совсем понятно. И зачем нужно дублирование функций государственных органов тоже не совсем понятно.

Защита прав собственности в сельском хозяйстве – это ключевой момент развития отрасли и эффективного использования земли в долгосрочной перспективе. Необходимо прописать четкие регламенты и критерии как должен проводится мониторинг использования земли, какие показатели фиксироваться, сколько раз фиксироваться, что считать критичным отклонением от нормы и при каких отклонениях можно ставить вопрос о недобросовестном пользовании земельным участком. Лишение права пользования или аренды земельным участком должно быть только через суд. Иначе это прямой путь к коррупции и произволу на местах.

Кроме этого необходимо активно вводить рыночные механизмы в сельском хозяйстве. Агробизнес- это такой же бизнес, как и любой другой бизнес. Необходимо создать свободные рынки ресурсов для сельскохозяйственного производства (ГСМ, семян, тракторов и т.д.), а также свободный рынок готовой сельскохозяйственной продукции. Если дать фермерам право самим решать, что и как производить, то они выберут наиболее выгодные для себя культуры и принесут максимальный доход для себя и государства в форме налогов. Государство может поддерживать отдельные направления сельскохозяйственного бизнеса путем установления минимальных закупочных цен или субсидий на отдельные виды ресурсов. Так это работает во всех странах. Так это должно работать и в Узбекистане.

Другие материалы по теме

 

 

Поделиться