ГлавнаяКомментарииНАДО ПОВЫШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГНК И БУХГАЛТЕРОВ
НАДО ПОВЫШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГНК И БУХГАЛТЕРОВ
Автор: Юлий Юсупов
На пост в ФБ бывшего регионального директора «Яндекса» в Узбекистане Евгения Лукьянчикова по поводу того, что «налог на Google» является digital-суицидом для страны, ответил Налоговый комитет. ГНК решил успокоить интернет-компании тем, что это никакой не новый налог, а всем хорошо знакомый НДС, который «как косвенный налог будет по сути оплачивать потребитель, а иностранные компании, заложив в цену услуг НДС в размере 15%, будут получать сумму налога от потребителей и направлять ее в бюджет Узбекистана» (https://uz24.uz/ru/economics/gnk-prokommentiroval-situaciyu-s-nalogom-na-googleq-kotoriy-ranee-nazvali-digital-suicidom-dlya-stra).
Экономически безграмотную историю о том, что косвенные налоги якобы оплачивает потребитель, а прямые — производитель, я слышал до сих пор только от бухгалтеров (некоторые даже на этом основании не считают НДС как налоговую нагрузку на бизнес, так как ее «все равно же платит покупатель»), понять которых можно, так как: а) в бухгалтерских программах эти налоги рассчитываются разными способами, б) бухгалтеры, как правило, не владеют основами микроэкономики. Но оказывается этими основами не владеют и в Налоговом комитете. Или делают вид, что не владеют, когда им это выгодно.
Так вот, как утверждает экономическая теория, налоговая нагрузка распределяется между продавцами и покупателями независимо от того прямые это налоги или косвенные. Пропорция распределения зависит от эластичности спроса и предложения. Если спрос неэластичен от цены (то есть сильно не сокращается при росте цены), то рост налоговой нагрузки (и по прямым, и по косвенным налогам) продавцы перекладывают на потребителей. Если спрос эластичен, то продавцы вынуждены брать значительную часть роста нагрузки на себя. Правда, их готовность брать нагрузку на себя зависит уже от эластичности предложения.
Короче говоря, рост налоговой нагрузки как по прямым, так и по косвенным налогам (в одинаковой степени) сказывается не только на кармане покупателей, но и на доходах производителей. А учитывая, что менеджеры IT-сектора микроэкономику в большинстве своем знают неплохо, рассказами о том, что НДС платят не они, а потребители, вряд ли их успокоишь.