15 новых налогов: быть или не быть?
Как в страшном сне: антимонопольный комитет предлагает ввести 15 новых налогов
(Статья была опубликована в togri.uz)
Опубликован проект Постановления президента РУз «О мерах по коренному совершенствованию финансирования профилактики, диагностики и лечения онкогематологических и других трудноизлечимых заболеваний в республике». Инициатор – Антимонопольный комитет. Честно говорю, не ожидал такого от Комитета.
Сразу оговорюсь, проблема профилактики и лечения онкозаболеваний – очень острая и актуальная. И в значительной степени связанная с недофинансированием. Проблему обязательно надо решать, в том числе и путем расширения государственного финансирования.
Однако пути решения проблемы, предложенные авторами проекта, поразили в самое сердце.
- Для этого предлагается создать специальный государственный фонд.
- Основным источником доходов фонда станут специально вводимые для этого отчисления:
№ | Наименование источника | Облагаемый оборот | Размер отчислений |
1 | Производители алкогольной продукции | Объем производства и реализации продукции | 2000 сум/за 1 дал |
2 | Импортеры алкогольной продукции | Объем завезенной продукции | 2 000 сум/за 1 дал |
3 | Производители готовой табачной продукции (сигареты), табака для кальянов, электронных сигарет, заменителей табака | Количество произведенной и реализованной продукции | 100 сум/ за 1 пачку |
4 | Импортеры готовой табачной продукции (сигареты), табака для кальянов, электронных сигарет, заменителей табака | Количество завезенной продукции | 100 сум/ за 1 пачку |
5 | Производители безалкогольных прохладительных напитков с повышенным содержанием сахара | Объем производства и реализации продукции | 2000 сум/за 1 дал |
6 | Импортёры безалкогольных прохладительных напитков с повышенным содержанием сахара | Объем завезенной продукции | 2 000 сум/за 1 дал |
7 | Производители продуктов питания с повышенным содержанием жиров | Объем производства и реализации продукции | 500 сум/за 10 кг |
8 | Импортеры продуктов питания с повышенным содержанием жиров | Объем завезенной продукции | 500 сум/за 10 кг |
9 | Производители продуктов питания с повышенным содержанием соли | Объем производства и реализации продукции | 500 сум/за 10 кг |
10 | Импортеры продуктов питания с повышенным содержанием соли | Объем завезенной продукции | 500 сум/за 10 кг |
11 | Производители безалкогольных или слабоалкогольных энергетических напитков | Объем производства и реализации продукции | 2000 сум/за 1 дал |
12 | Импортёры безалкогольных или слабоалкогольных энергетических напитков | Объем завезенной продукции | 2 000 сум/за 1 дал |
13 | Физические лица и субъекты предпринимательства, приобретающие автотранспортные средства, произведенные в республике (включая методом крупноузловой сборки) и по импорту стоимостью 20 тыс. долл. США и более | Количество приобретенных автотранспортных средств | 10 базовых расчетных величин/за 1 ед. |
14 | Покупатели жилых помещений, превышающих общую площадь в 200 м2 – для многоквартирных домов и 500 м2 – для индивидуальных домов (площадь застройки) | Площадь приобретаемого жилого помещения | 6000 сум/за 1 кв.м –в г.Ташкенте, 3000 сум/за 1 кв.м – в регионах |
15 | Субъекты предпринимательства, занимающиеся деятельностью в качестве ночных клубов (рестораны, кафе, пабы, бары) |
Объем оказанных услуг | 5% от выручки без НДС |
Во-первых, на мой взгляд, порочной является сама идея создания специальных фондов для финансирования разного рода социально-экономических задач (например, строительства дорог, технической модернизации образовательных учреждений или вот теперь – борьбы с онкозаболеваниями), которые пополняются специально придуманными для этого налогами и обязательными отчислениями. Финансирование такого рода задач лучше осуществлять напрямую из государственного бюджета, а не привязывать расходы на решение этих задач к определенным источникам доходов. Ну, например, создали мы фонд технической модернизации школ. Технологически перевооружили школы за 5 лет. Теперь такие большие расходы не нужны. А деньги в фонд продолжают поступать. Что с ними делать? Не отдавать же назад? И руководство фонда начинает придумывать, на что бы еще потратить поступающие средства. Когда же финансирование идет напрямую из бюджета, то вопрос о том, сколько потратить денег на те или иные нужды решается правительством и парламентов периодически с учетом: а) текущих потребностей, б) оценки важностей альтернативного использования денег (на другие нужды), в) общих возможностей бюджета.
Во-вторых, введение дополнительных платежей увеличивает и так немаленькую налоговую нагрузку на производителей и поставщиков, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными, заставляет либо сокращать производство, либо уходить в тень (тем более, что производители алкоголя и табачных изделий и так уже платят немаленькие акцизные налоги). Как результат, проблемы с пополнением государственного бюджета и недофинансированием многих важных направлений, в том числе профилактики и лечения онкологических заболеваний.
В-третьих, для финансирования Фонда предлагается ввести даже не один, а целых 15 новых налогов (с разных налогоплательщиков, с разными налогооблагаемой базой и налоговыми ставками). Причем, не всегда понятны критерии отбора товаров для налогообложения: что такое повышенное содержание сахара, соли или жиров? Это еще большее усложнение и без того запредельно усложненной нашей налоговой системы, еще больший рост издержек налогового администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговой инспекции, еще больше возможностей для злоупотреблений и коррупции.
В-четвертых, почти все предлагаемые отчисления предполагается брать с объема реализации товаров и услуг (с оборота). А это:
а) ведет к двойному налогообложению (выручка от реализации состоит, в том числе, и из издержек, которые ранее уже облагались налогами) и
б) крайне отрицательно сказывается на общественном разделении труда (чем длиннее цепочка создания добавленной стоимости, тем больше размер фактически уплаченных налогов с объема реализации, которые приходится платить производителям; поэтому длинные цепочки просто не могут возникнуть).
Таким образом, предлагается не просто ввести 15 новых налогов (какой кошмар!). Предлагается ввести самые ужасные для экономики налоги – налоги с оборота, как раз те, от которых мы пытаемся избавиться в ходе налоговой реформы.
Еще раз. Я не против расширения расходов на профилактику и лечение онкологических заболеваний. Их очевидно надо расширять. Но механизм финансирования – посредством специальных отчислений с выручки отдельных групп налогоплательщиков – выбран крайне неудачный. Расходы надо расширять за счет прямых отчислений из бюджета, размер которых контролируется правительством и парламентом страны. Плюс благотворительность (для сбора денег можно использовать негосударственные благотворительные фонды). Напомню, профилактика и лечение онкологических заболеваний – прямая обязанность государства, прежде всего Министерства здравоохранения. И для выполнения этой функции мы налоги уже заплатили. А если денег выделяется мало, то надо подумать об оптимизации и перераспределении госрасходов (там ой как много возможностей), а не вводить новые налоги.
Продолжение темы