Изучение возможностей внедрения элементов гендерного бюджетирования.

В 2011-12 гг. эксперты CED проводили исследование, посвященное вопросам внедрения гендерного компонента в процессы управления государственными финансами на местном уровне. Работа проводится в рамках проекта «Государственные финансы» Программы развития ООН в Узбекистане.

На первом этапе исследования был проведен а) анализ проблем гендерного равенства в Узбекистане, б) гендерный анализ текущего состояния бюджетов и процесса бюджетирования местных органов власти (на примере бюджетов двух районов: г. Джизак и Уртачирчикского района Ташкентской области), в) предложены рекомендации по внедрению элементов гендерного бюджетирования в бюджетный процесс.

Гендерные проблемы. Как показало исследование, наиболее актуальными гендерными проблемами на сегодняшний день являются:

  1. Более низкий уровень доходов женщин по сравнению с мужчинами, как следствие того, что женщины меньше вовлечены в экономическую активность и преимущественно заняты в более низкооплачиваемых отраслях экономики, чем мужчины.
  2. Существует различие между разницей в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин (в пользу женщин) в городской по сравнению с сельской местностью. Причем наблюдается тенденция роста данного показателя..
  3. Наличие диспропорций в профессиональной структуре женщин-студенток, как на уровне средне специального, так и высшего образования. Имеются традиционно «женские» направления обучения (в основном связанные с образованием и здравоохранением), причем в большинстве случаев, поставляющих специалистов на рынки труда, где оплата труда ниже.
  4. Узкая профессиональная специализация колледжей ограничивает возможности девушек и юношей в выборе специальностей, часто вынуждает покидать регион проживания для получения среднего специального образования. Причем эта ситуация для девушек более болезненна, чем для юношей, так как родители, как правило, отпускают девушек на учебу в другой регион менее охотно, чем юношей.
  5. Доля девушек среди учащихся ВУЗов ниже их доли в численности населения соответствующего возраста, причем данный показатель имеет тенденцию к сокращению.
  6. Число детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), постепенно сокращается, что свидетельствует среди прочего и о снижении охвата детей дошкольными учреждениями. Данная ситуация ведет к тому, что женщины вынуждены больше находиться с детьми, чем заниматься генерированием доходов и полной реализаций своих возможностей.

Бюджетная политика местных органов власти. Из-за высокой степени централизации принятия бюджетных решений местные органы власти ограничены в возможностях реализовывать собственные программы и стратегии, в том числе гендерно ориентированные, так как для этого у них просто нет достаточных финансовых средств. Местные органы власти способны реализовывать лишь общегосударственные программы и стратегии. Соответственно, на местном уровне фактически не возможно найти местные программы, нацеленные на обеспечение гендерного равенства. Однако это вовсе не означает, что местные бюджеты являются гендерно нейтральными. Расходы местных бюджетов по разному влияют на мужчин и женщин. Гендерный анализ бюджетной политики местных органов власти показал, что расходы местных бюджетов объективно способствуют сокращению гендерного неравенства, так как:

— большая часть расходов местных бюджетов идет именно на финансирование «женских» отраслей экономики (образование и здравоохранение), причем в основном на выплату зарплаты в них;

— основными получателями социальных пособий, выплачиваемых из местных бюджетов, являются женщины;

— местные бюджеты осуществляют финансирование работы дошкольных образовательных учреждений, групп продленного дня, разного рода кружков и спортивных секций. Впрочем, данные расходы не достаточны для стимулирования более высокого уровня занятости женщин и имеют тенденцию к сокращению.

На втором этапе было проведено исследование на данных Джизакской области.

 

Поделиться