БУДУЩЕЕ УЗБЕКИСТАНА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ-НОВАТОРАХ
Юлий Юсупов
Пост от 12 октября 2021 г.
Только что с пресс-конференции Посольства Израиля в РУз и Сети ресторанов «Караван групп». Посольство прикомандировало на неделю к «Караван групп» известного израильского шеф-повара Михаила Попова. Было очень интересно. Мероприятие навеяло кое-какие мысли.
Общественное питание – один из ключевых секторов современной постиндустриальной экономики. Почему?
1. Услуги сектора позволяют существенно улучшить качество нашей жизни: люди все больше и больше освобождают себя от ежедневной готовки, посещая кафе и рестораны или заказывая готовую еду на дом. И это не только экономия сил и времени, но и интересное времяпрепровождение, возможность получить новые впечатления и ощущения.
2. Ресторанный бизнес – важнейшая составная часть мощнейшей индустрии туризма, позволяющей зарабатывать большие деньги многим странам мира, а также важнейшая часть процессов глобализации, охвативших всю нашу планету. Сегодня японские, итальянские, китайские, индийские рестораны можно найти практически в любом крупном городе мира. Узбекистан пока только в начале пути становления конкурентоспособного туристического сектора и превращения узбекской кухни в мировой бренд.
3. Самое интересное. Основной источник общественного благосостояния («богатства народов» по Адаму Смиту) в постиндустриальной экономике вовсе не полезные ископаемые, земля, дешевая рабочая сила или капитал. Нет. Основной источник богатства сегодня – инновации. Богатеют те, кто генерирует и быстро внедряет передовые технологии.
Мне, вовсе не гурману, консервативному и непривередливому в еде, было интересно услышать от Михаила Попова, что современная кулинария – это не сохранение традиций, а творческий поиск и инновации на основе хорошего знания этих самых традиций. Национальные кузни не застыли в своем первозданном виде, а активно развиваются и взаимообогащаются. Всё, как и в других отраслях современной постиндустриальной экономики. Не надо бояться нововведений и «чужеземного влияния», нужно придумывать новые блюда, экспериментировать со старыми, внедрять чужой опыт и новые технологии.
Движущими силами современного ресторанного бизнеса, как и других отраслей инновационной экономики, выступают предприниматели-новаторы, не боящиеся нововведений, готовые к поиску и риску, сделавшие ресторанный бизнес делом своей жизни, такие как Михаил Попов, Наталья и Тимур Мусины.
Именно предприниматели-новаторы, а не государство со своими программами развития и «защитой отечественных производителей», смогут вытащить Узбекистан в число процветающих стран мира. Вот только бы им не мешали…