ПОЧЕМУ В УЗБЕКИСТАНЕ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ?

Юлий Юсупов

Вчера на ФБ был опубликован пост Зафара Хашимова о перезапуске «Корзинки» Заамин. В комментариях был задан вопрос, почему в Узбекистане такие высокие цены на продукты питания при низких доходах населения? Зафар ака очень хорошо ответил на него. Хочу обобщить и кое-что дополнить.

1. В открытой экономике (а мы в последние годы стали более открытыми) внутренние цены имеют тенденцию выравниваться с мировыми ценами. Это неизбежно, поэтому подорожали фрукты и овощи, которые мы экспортируем.

2. При этом надо понимать, что рост некоторых производимых в Узбекистане продуктов (фрукты, мясо) мог бы быть не таким большим, если бы фермеры могли свободно распоряжаться землей и производить на ней то, что требует рынок. Сейчас же 70% посевных земель отводится государством в обязательном порядке на хлопок и пшеницу. Соответственно фермеры не могут увеличить производство тех продуктов, на которые есть хороший спрос. Отсюда высокие цены на эти продукты.

3. На внутренние цены также оказывают влияние транспортные расходы. Но в нашем случае, кроме «плохой» географии (далеко находимся, нет морских путей), имеет значение также высокий уровень монополизации транспортной отрасли, особенно железнодорожной, что отрицательно сказывается на стоимости перевозок и конечной стоимости товаров.

4. Значение имеют также искусственные монополии по импорту, создаваемые административным путем (активистам, желающим импортировать данную категорию товаров мягко намекают, что не стоит этим заниматься и тем самым переходить дорогу ну очень уважаемым людям). Это в чистом виде мафия, которая до сих пор правит, если не миром, то нашей страной точно.

5. И конечно же внутренние цены сильно зависят от экономической политики, особенно от налогов и таможенных платежей, а также от обменного курса.

Роль таможенных платежей легко в частности отследить по тому, какие импортные товары везут люди из соседних Шымкента, Худжанда и Оша (география у двух последних даже хуже, чем у Ташкента). По этим товарам (а также по автомобилям и некоторым другим видам техники, которые просто так через границу не провезешь) чиновники создают искусственные монополии, позволяющие их хозяевам извлекать монопольную прибыль, а чиновникам коррупционную ренту.

Кстати, сегодня выйдет моя большая статья об изменениях в работе таможенных органов последних лет. Ну это так, анонс.

P.S. Еще один важный пунктик можно добавить благодаря одному из комментариев:

6. Высокие административные барьеры перед импортом и местной продукцией, в частности высокая стоимость сертификации (которая в большинстве случаев с точки зрения интересов потребителей совершенно бессмысленна).

 

Поделиться