КРИК ДУШИ ВЫПУСКНИКА УЗБЕКИСТАНСКОГО ВУЗА
Система высшего образования нашей страны в глубоком кризисе:
— низкое качество преподавания;
— отсутствие должных мотивации студентов и контроля их знаний и навыков;
— неэффективная структура предметов;
— чрезмерная загрузка аудиторной работой, отсутствие сил, времени и мотивации на самообразование;
— отрыв образования от практических нужд, отсутствие у выпускников необходимых навыков и опыта;
— отсутствие у преподавателей должной мотивации, их загруженность бессмысленной бюрократической отчетностью.
Мы живем в XXI веке, в период величайшей в истории человечества научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу. К обществу, где самым главными ресурсами являются не земля, не полезные ископаемые, не накопленный физический капитал, а инновации, информация, знания и навыки (см.: http://kommersant.uz/innovatsionnuyu-ekonomiku/, http://kommersant.uz/shakespeare-must-read/). Без должного образования людям в этом обществе делать нечего. Лишая нашу молодежь качественного образования, мы лишаем их будущего. Стыд и позор!
Чтобы я добавил к ролику.
Существуют две ключевые причины провала нашей системы образования:
2. Порочная, неэффективная система высшего образования, возникшая в нашей стране в начале 1990-х годов, предполагающая:
— жесткоцентрализованную бюрократическую систему управления высшими учебными заведениями, нацеленную не на подготовку хороших специалистов, свободно мыслящих и активных граждан страны, а на выращивание лояльных власти, послушно исполняющих любые решения начальства манкуртов;
— отсутствие академической и финансовой самостоятельности вузов и конкуренции между ними.
На решение этих проблем и должна быть, в первую очередь, нацелена реформа высшего образования. Вузы должны получить самостоятельность, в том числе экономическую, а также возможность самим решать, сколько студентов они готовы обучать. Нужно снять неоправданные барьеры на пути появления новых учебных заведений. Необходимо переходить на ваучерную систему финансирования высшего образования. Когда успешно сдавший вступительные экзамены абитуриент, сам выбирает вуз, в котором он сможет бесплатно учиться (или доплачивая, если размер гранта не позволяет покрыть всю стоимость обучения в данном учебном заведении), неважно, государственный это вуз и или частный.
Все это позволит создать конкуренцию между вузами и преподавателями, обеспечит должную мотивацию по предоставлению качественных услуг образования и финансовые возможности для их предоставления. Ну а мотивацию в получении этих услуг может дать только развивающаяся экономика. Будем надеяться на продолжение экономических реформ.