ЧТО СКАЗАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ?
На днях была встреча с весьма представительной делегацией одной международной организации. Обсуждали реформы в Узбекистане: что уже сделано и что предстоит сделать. И мне задали очень интересный вопрос, заставивший задуматься: «Скоро один из руководителей нашей организации встречается с президентом вашей страны. У него будет возможность поднять острые вопросы. Вот если бы Вы встречались с президентом, какой ОДИН (надо выбрать только один) актуальный вопрос вы бы подняли?»
Мой ответ: «Вопросов, которые я бы хотел поднять очень-очень много. Это вопросы защиты прав собственности, административной, налоговой, банковской реформ, демонополизации экономики, реструктуризации и приватизации госсобственности, реформы социальной сферы и пр. Но с подавляющим большинством принципов и предложений, которые я бы стал отстаивать перед президентом по этим направлениям, уверен он и так согласен. Более того, многие из них он уже озвучивал. То есть говорить пришлось бы о деталях и механизмах реализации. Принципиального несогласия со стороны президента, уверен, не было бы.
Однако есть одно направление реформ, причем чрезвычайно важное, по которому я ни разу не слышал от президента того, что хотел бы услышать. Это аграрная реформа. А хотел бы я услышать то, что нам нужно отказываться от обязательного государственного заказа на хлопок и пшеницу, дать возможность фермерам самим решать, что и как они будут производить, защитить их права на владение землей, подумать о внедрении частной собственности на землю.
Так что, если получится поднять только один вопрос перед президентом, это будет вопрос АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ».
Читать публикации по теме: https://ced.uz/issledovaniya/agrarnyj-sektor-uzbekistana-osobennosti-klyuchevye-problemy-neobhodimost-reform/
Дополнение к посту. Несколько лет назад ездил с делегацией ташкентских предпринимателей в Шымкент. Там показывали свободные экономические зоны, приглашали инвестировать. Наш текстильщик задал вопрос, кажется, заместителю акима области: «Цены на хлопок не стабильны. И это увеличивает риски и издержки производителей текстиля. Почему бы вам не обязать ваших фермеров продавать хлопок по фиксированным ценам и не перепродавать его нам, текстильщикам, создавшим предприятия в зоне?». Такого рода логика поведения государства для наших предпринимателей – обычное дело. Но надо было видеть лицо заместителя акима. Это было нечто. Такое ощущение, что он услышал звуки исходящие от инопланетного существа. Полное непонимание, о чем идет речь: как можно заставить самостоятельного фермера продавать хлопок по фиксированной цене? Им уже нас не понять. Мы уже представители разных цивилизаций.