ВЛАСТЬ УСЛЫШАЛА БИЗНЕС. ДИАЛОГ НАДО ПРОДОЛЖАТЬ

Юлий Юсупов

Все-таки конструктивный диалог власти и общества дает свои неплохие результаты. Опубликовано совместное информационное сообщение Министерства финансов и Государственного налогового комитета, где предусмотрены значительные корректировки налоговой политики, проводимой в последнее время: https://soliq.uz/press-services/news/show/informatsionnoe-soobschenie-ministerstva-finansov-i-gosudarstvennogo-nalogovogo-komiteta.

1. Цифровизация:
— Требование об обязательном использовании программы «E-aktiv» будет распространяться только на 4 категории товаров (цемент, стекло, древесина и хлопок). Исходя из результатов использования программы по пилотным 4 категориям товаров, перечень со стороны Государственного налогового комитета поэтапно будет расширяться.
— За указание идентификационного кода продукции и услуг не соответствующему фактически поставленному товару (услуге) к налогоплательщикам меры ответственности до 1 сентября
2022 года применяться не будут.
— Совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы отраслевые рабочие группы для полного формирования каталога товаров и услуг, определения их базовых условных единиц в наиболее простой и доступной форме до конца 2022 года.

2. Критерии риск анализа плательщиков НДС:
А) До 1 января 2023 года приостанавливается применение нижеследующих признаков (обстоятельств) налогового риска налогоплательщиков:
— личность руководителя или лица, выполняющего функции финансового управления, не подтверждена в ЕНСТ (фактор #1);
— отсутствие собственного, арендуемого или безвозмездно используемого недвижимого имущества (фактор #4);
— совпадение адреса налогоплательщика с адресом номинального местонахождения (менее 18 квадратных метров) (фактор # 6);
— наличие фактов несвоевременного представления налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев (фактор #14);
— отсутствуют наемные работники или их менее 4 человек (фактор #15).
Данные критерии не будут приостановлены в отношении крупных налогоплательщиков и вновь регистрируемых в качестве плательщиков НДС;
Б) Совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы рабочие группы по совершенствованию признаков (обстоятельств) налогового риска и оказанию практической помощи налогоплательщикам по их предотвращению.

3. По налогу на имущество.
— Даны пояснения для местных властей об их полномочиях по установлению понижающих коэффициентов по налогу на имущество.
— Для определения налоговой базы будут приниматься результаты независимой оценки, проведенные налогоплательщиком в 2020-2021 годах. При этом налогоплательщикам предоставлено право оценки отдельно стоящего здания либо сооружений, являющихся частью единого имущественного комплекса;
— Налогоплательщикам имеют право привлекать независимых оценщиков для проведения оценки фактической стоимости объектов недвижимого имущества в случае, если фактическая стоимость 1 кв.м объекта ниже установленной минимальной стоимости. В таких случаях результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы.
— Сохраняется порядок определения налоговой базы по аналогии с порядком 2021 года (не применяется минимальная стоимость 1 кв.м) по водонапорным вышкам, резервуарам, навесам, беседкам, бетонным площадкам и стенам (бордюрам) и другим аналогичным объектам. По мере взаимодействия с оценщиками перечень объектов недвижимости, на которые не распространяется минимальная стоимость, будет дополняться.
————————————
И все же главный вопрос так и не решен. Это вопрос недопустимости противозаконной практики приостановки, отзыва или отказа в выдаче свидетельства плательщика НДС, включая запрет на зачеты при уплате НДС, осуществляемых на основе критериев риск анализа. Риск анализ предназначен совершенно для других целей (для разбивки налогоплательщиков на категории при определении очередности проверок). Его же противозаконно используют для наказания за самого разного рода провинности лишением возможности брать в зачет при уплате НДС для наказуемого и его партнеров. Нет такого наказания в нашем законодательстве! Это чистой воды произвол. А для нарушений, попадающих под критерии риск анализа есть совершенно другие наказания.

Между тем по данным ГНК на сегодняшний день у 33 755 компаний свидетельства временно приостановлены, у 18 733 — прекращены и у 1 988 — отменены. Еще не известно, скольким компаниям было отказано в получении свидетельства. Это самая настоящая экономическая катастрофа, так как компании выбрасываются с рынка, происходит разрыв в цепочках НДС. В результате падают обороты и доходы, страдает в том числе и бюджет. Как этого не понимают наши финансовые органы, уму непостижимо.

 

Поделиться