Узбекский автопром: когда реформы?

Серия постов о проблемах автомобильной промышленности Узбекистана

 

НАШ АВТОПРОМ — КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ВРЕДА МОНОПОЛИЗМА И ПРОТЕКЦИОНИЗМА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ВОЙТИ ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ЭКОНОМИКИ

16 июня 2018

Автор: Юлий Юсупов

Автопром мы защищаем от конкуренции, если не ошибаюсь, с 1996 г.

Вред для экономики:
— Покупатель лишен выбора, вынужден покупать один продукт, переплачивая деньгами (высокая цена, шапки), временем и социальным капиталом (очереди, илтимосы).
— Бюджет недополучает кучу денег: завод не платит налоги (льготы); запретительные таможенные платежи не позволяют получать бюджетные доходы от продажи импортных автомобилей.
— Многомиллиардные убытки экспортеров и фермеров, которых заставляли продавать валюту и хлопок по заниженным ценам, чтобы фактически дарить валюту (по старому официальному курсу) автопрому.
— Не располагаю цифрами, но наверняка автопром получал огромные льготные кредиты — тоже за счет других субъектов экономики (если кто-то получает бесплатный или дешевый ресурс, следовательно, у кого-то другого этот ресурс отняли или заставили продать задешево — это элементарный закон экономики).

А кто оказался в выигрыше от этого «эксперимента»? В выигрыше небольшая группа товарищей, которые получали и получают свой кусок пирога от льготной конвертации (а это были миллиарды, ежегодно), налоговых и кредитных льгот, от дорогих контрактов на покупку импортных и местных комплектующих, завышенных внутренних цен на продукт и шапок.

Вот и вся арифметика с экономикой. Как говорится «только бизнес и ничего личного». Вот и наглядная иллюстрация того, к чему приводят монополизм и протекционизм.

Ах да. Созданы же рабочие места! Неотразимый аргумент! На деньги, которые вгрохали в проект, можно было бы создать рабочих мест в десятки-сотни раз больше. Причем без вышеперечисленных убытков.

Говорят, что умный учится на своих ошибках, мудрый — на чужих. То что мы не мудрые и даже не умные — давно понятно. Не признаем ни чужих, ни своих ошибок. Наступаем на одни и те же грабли по много много раз. Но у нас перед глазами есть такой наглядно потрясающий собственный 20 с лишним летний опыт, на котором должны научиться даже самые что ни на есть дураки. Неужели нам и этого опыта не достаточно, чтобы в очередной раз не заводить заезженную пластинку о «пользе протекционизма»?

Об этом в шикарном ролике Алекса Мусаева: смотрите и получайте удовольствие.

Смотреть


Комментарий на объявление о повышении цен на отечественные автомобили с 1 августа 2018 г.

30 июля 2018 г.

Автор: Юлий Юсупов

С ума сойти.

Нам все доступно и просто объяснили.

Из-за того, что у завода высокие продажные цены, наши автомобили за рубежом не берут. Поэтому мы не можем загрузить наши мощности. В результате наши издержки на единицу продукции, которые и так страшно высоки из-за неэффективного менеджмента, выросли еще больше. Но, учитывая, что мы монополисты и вы, уважаемые покупатели, от нас все равно никуда не денетесь, мы решили, вместо того, чтобы снижать себестоимость и цену (а только так можно расширить продажи), переложить свои убытки на вас, уважаемые покупатели. И поднимаем цены.

Только поймите нас правильно, мы вас очень любим, но пока вы не устраните нашу монополию, отменив запретительные таможенные платежи на импортные автомобили, мы будем и дальше над вами издеваться. Сами виноваты, ведь прикрыть эту лавочку у вас кишка тонка!


МЫ САМИ ВИНОВАТЫ! НО НЕ КАК ПОКУПАТЕЛИ, А КАК ГРАЖДАНЕ

31 июля 2018 г.

Автор: Юлий Юсупов

В продолжении предыдущего поста.
На мой взгляд, часть комментаторов повышения цен на авто, как говорится, пошла не в ту степь. Предлагаются три варианта действий: 1) бойкотировать продукцию завода, 2) открыть еще один завод (чтобы была конкуренция), или 3) закрыть асакинский завод.

Не надо никого закрывать или, не дай бог, еще один завод на свою шею открывать! И не надо бойкотировать продукцию завода. Когда я писал, что мы сами виноваты, то имел в виду НАС не как ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, а как ГРАЖДАН. Не бойкотировать мы должны продукцию, а добиться от правительства слома этой искусственной и вредной для экономики монополии. Для этого не нужен новый завод, нужно просто сократить таможенные платежи на импортные автомобили с уровня «безумные» (запретительные), до уровня «нормальные» (по которым станет выгодно их завозить и покупать).

Тогда:
— у потребителей появится выбор;
— у асакинского завода – конкуренты, которые заставят его снижать издержки, улучшать качество и совершенствовать ассортимент своей продукции (ничто и никто, кроме конкуренции, даже президент, не заставит коммерческую организацию стать конкурентоспособной);
— а у бюджета — дополнительные поступления (ведь от завода он мало что получает – налоговые льготы, так хоть от таможенных платежей начнет получать).

И когда нам говорят: «завод не готов к конкуренции, в результате отказа от пошлин он закроется», то в ответ зададим вопрос:
— Почему наш завод за 20 с лишним лет так и не стал конкурентоспособным? Что у нас зарплаты выше, чем в Корее, Турции или Германии? Может быть стоимость электроэнергии, аренды помещений, земли и пр. выше? Почему завод до сих пор не конкурентоспособен, что мешает?

Если для менеджмента не хватает стимулов из-за отсутствия конкуренции, ну так надо эти стимулы обеспечить, сократив таможенные платежи.

Если есть какие-то более фундаментальные причины (предположим, не дано узбекам производить автомобили по каким-то загадочным ментальным причинам), тогда тем более надо открывать границы и покончить с мучениями этой компании и наших автовладельцев.

Но мне почему-то кажется, что причина все-таки первая – в отсутствии конкуренции. Не вижу я никаких иных факторов, кроме отсутствия стимулов, неэффективности менеджмента и коррупции, которые бы не позволили быть конкурентоспособными нашему автопрому, хотя бы на уровне сборки.

Что касается потерянных рабочих мест. Слишком дорого нам обходится содержание этих нескольких десятков тысяч рабочих мест. На деньги, которые вгрохали и продолжаем вбухивать в этот чисто политический проект, можно было бы создать рабочих мест в десятки-сотни раз больше. Причем без необходимости потом их еще и субсидировать.

Так что давайте поступим как ГРАЖДАНЕ, которые из своих налогов содержат государственный аппарат, школы, больницы, выплату пенсий и не хотят больше финансировать еще и провальный политический проект «Ура отечественному автопрому!». И потребуем сократить таможенные платежи на автомобили.

Причем вполне возможно, что проект оказался провальным не потому, что нам не дано производить свои автомобили, а из-за чрезмерного желания «защитить отечественного производителя», причем защитить настолько, что лишить его вообще каких-либо стимулов для развития.

В заключении, хотя это и не скромно, процитирую выдержку одного из своих предыдущих постов, посвященных автопрому: «Говорят, что умный учится на своих ошибках, мудрый — на чужих. То, что мы не мудрые и даже не умные — давно понятно. Не признаем ни чужих, ни своих ошибок. Наступаем на одни и те же грабли по много-много раз. Но у нас перед глазами есть такой наглядно потрясающий собственный 20 с лишним летний опыт, на котором должны научиться даже самые что ни на есть дураки. Неужели нам и этого опыта недостаточно, чтобы в очередной раз не заводить заезженную пластинку о «пользе протекционизма»?».


Цены повышать не будут, по крайней мере пока…

1 августа 2018 г.

Автор: Юлий Юсупов

С чего бы это?
Может испугались снижения таможенных платежей?

https://podrobno.uz/…/obche…/gm-uzbekistan-peredumal-vnezap/
———————————————————
Оказывается еще рано радоваться. Вопрос цен передан на рассмотрение Антимонопольного комитета:
https://kun.uz/…/08/01/gm-uzbekistan-vse-taki-povysil-ceny
Вот и посмотрим, способен ли этот орган выполнять свою основную функцию — обеспечивать конкуренцию и бороться с монополизмом.

 

 

Поделиться