И ОПЯТЬ О МОНОПОЛИИ АВТОПРОМА

Автор: Юлий Юсупов

Текст на узбекском языке

— АО «UZAUTOMOTORS» за счет необоснованного увеличения затрат увеличил цены на легковые автомобили в среднем на 10,29%.
— АО «UZAUTOMOTORS», пользуясь своим монопольным положением, дискриминирует дилеров, продающих автомобили, ограничивая тем самым конкуренцию на розничном рынке.
Специальная комиссия Комитета поручила АО «UZAUTOMOTORS» устранить выявленные нарушения. В частности, снизить цены и вернуть потребителям выплаченные ими излишки, а также обеспечить равные условия для действующих дилеров и хоз.субъектов, желающих заниматься дилерской деятельностью.
Руководство АО «UzAuto Motors» естественно не согласно с решением АМК и собирается его обжаловать (https://t.me/uzautomotorscom/1270).
Я уже много раз писал, что поведение АО «UzAuto Motors» — это типичное поведение монополиста, независимо от того, кто управляет компанией. По своей природе монополист объективно всегда хочет воспользоваться своим доминирующим положением. В частности он всегда стремится завышать цены и у него нет достаточных стимулов улучшать свою работу (снижать издержки, совершенствовать качество, ассортимент и сервис). Когда же цены монополиста контролируют, он раздувает свои издержки. А если это еще и государственная компания, то в отсутствии эффективного собственника появляются дополнительные коррупционные схемы, которые также увеличивают себестоимость продукции.
Самое главное заключается в том, что в данном случае мы имеем дело с абсолютно искусственной, рукотворной монополией, ликвидировать которую можно в течении часа. Надо всего лишь снизить запредельно высокие, фактически запретительные таможенные платежи на импортные автомобили. И все, монополии нет. А компания будет работать на конкурентном рынке. И только тогда появится шанс, что она станет конкурентоспособной. Причем выигрывают практически все (кроме менеджеров компании и их кураторов в правительстве), включая бюджет, который наконец начнет получать более-менее приличные доходы от таможенных платежей.
Но ситуация с искусственной монополией уже долгие годы не разрешается. Да, АО «UzAuto Motors» лишили многих привилегий (налоговых, конвертационных и пр.), да, недавно отменили акцизы на импортные авто. Но все это недостаточно. Нужен последний шаг: радикальное сокращение таможенных пошлин на импортные автомобили. И тогда монополии конец.

 

Поделиться