ДЭН СЯОПИН И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Алишер Файзуллаев

С большим интересом читаю большую книгу (928 страниц) о Дэн Сяопине (Ezra F. Vogel. Deng Xiaoping and the Transformation of China. Cambridge, MA: Thе Belcnap Press of Harvard University, 2011), реформаторе, архитекторе современного Китая. Интереснейшая личность, трижды был удален из властных структур и сослан в отдаленные провинции, но в конце концов был востребован из стал признанным китайским лидером. У него был колоссальный опыт, и он был подготовлен к своей миссии. Он был очень прагматичным человеком, и он хорошо понимал необходимость модернизировать Китай. И что интересно, Дэн Сяопин, который никогда не учился в университете (как он сам признавал, прошел университет жизни), всегда проявлял огромный интерес к вопросам образования, науки и технологии. Из четырех модернизаций – модернизация сельского хозяйства, модернизация промышленности, модернизация армии и модернизация науки, образования и технологии – самым приоритетным он считал модернизацию в области науки, образования и технологии.

В результате культурной революции китайская наука пришла в плачевное положение. Если в 1965 г., до культурной революции, в составе китайской академии наук были 106 научных центров и почти 25 тыс. исследователей, то через 10 лет, после этой революции, осталось лишь 13 институтов и всего 1800 ученых. Подавляющее большинство ведущих ученых были выгнаны с работы, отправлены в ссылку, а многие даже убиты. Дэн Сяопин сыграл ключевую роль в возрождении Академии наук Китая и создании китайской Академии социальных наук. По мнению Дэн Сяопина, наука являлась ключевым фактором в осуществлении модернизации.

Дэн Сяопин инициировал массовую отправку китайских студентов, магистрантов, докторантов и ученых в западные страны для учебы и обмена опытом. Он говорил, что надо создавать для них хорошие условия для работы после возвращения домой. И он призывал с терпением относиться к тем, кто по тем или иным причинам оставался на Западе: по его мнению, в долгосрочной перспективе они все равно будут полезны для Китая. По рекомендации Дэн Сяопина, даже партийные функционеры должны были изучать три предмета: экономику, науку и технологию, менеджмент.

Источник

 

Поделиться