ЧЕТЫРЕ ШАГА ВПЕРЕД, ТРИ НАЗАД: РЕФОРМА КАДАСТРОВОЙ СЛУЖБЫ

В Древние и Средние века основная функция кадастров заключалась в содействии правильному исчислению налогов на землю и прочее имущество. Однако в современных обществах кадастровая служба выполняет множество других задач. Самая главная из них – фиксация и регистрация границ и характеристик имущественных объектов, без чего невозможно эффективно защищать права собственности. А для сегодняшнего Узбекистана это проблема номер один, так как права собственности у нас защищены очень плохо и нарушаются сплошь и рядом.

Недавно принятый указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров» означает большой шаг вперед в деле улучшения работы кадастровой службы. Он:

— устранит из деятельности органа по кадастру несвойственные функции, которые передаются теперь Министерству сельского хозяйства;

— позволит привлечь в сферу частный бизнес;

— даст толчок к цифровизации ведения кадастровой работы и оказания услуг;

— улучшит прозрачность деятельности кадастровой системы и доступ граждан и юридических лиц к нужной им информации.

Одновременно мы делаем, как минимум, три шага назад.

Во-первых, подчиняя кадастровую службу Налоговому комитету. Здесь налицо конфликт интересов: у налоговиков и собственников относительно оценки стоимости имущества прямо противоположные интересы (по крайней мере тогда, когда дело доходит до налогообложения). Поэтому кадастровая служба должна быть независима и от тех, и от других. Теперь же мы будем иметь явный перекос в пользу фискального органа. Ничего хорошего с точки зрения защиты прав собственности в этом нет. Об этом говорит и мировой опыт: кадастровые службы не должны подчиняться налоговым органам.

Во-вторых, указ не решает проблемы конфликта интересов внутри кадастровой службы. Новое Агентство по кадастру будет само разрабатывать проекты нормативных документов (то есть осуществлять политику в секторе), оказывать услуги и осуществлять надзор над своими подразделениями. Эти функции не должны осуществляться одним ведомством.

В-третьих, указ реанимирует, уже некоторые ограниченные права хокимов по выделению участков земли для предпринимательской и градостроительной деятельности. Это явный шаг назад в деле ограничения чиновничьего произвола.

Подробнее в статье эксперта Центра содействия экономическому развитию Игоря Пугача.

 

Читать статью

 

Поделиться