Чем обернется рост таможенных платежей

Автор: Юлий Юсупов

Итак, таможенные платежи вновь повышаются. Мы медленно, но верно возвращаемся к политике импортозамещения.

Каковы последствия намеченного роста таможенных платежей для населения, бизнеса и экономики в целом. Подробный анализ ставок таможенных пошлин и акцизов на импорт по категориям товаров.

Читать статью:

на русском языке

на узбекском языке

 

Так как сайт togri.uz ликвидировали, привожу статью здесь:


2 октября подписано Постановление Президента РУз 4470 «О внесении изменений в ПП РУз от 29 июня 2019 г. 3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан»».

Напомню, июньское постановление 2018 года уже подверглось основательной ревизии в декабре того же 2018 года. Тогда под влиянием отраслевых лоббистов, без всякого публичного обсуждения были существенно повышены таможенные платежи по сравнению с тем уровнем до которого их планировали снизить в июне по многим категориям товаров. И теперь новая волна роста протекционизма, вполне укладывающаяся в логику возврата к политике импортозамещения последних десяти месяцев, включающая не только увеличение таможенных платежей, но и расширение так называемых нетарифных барьеров перед импортом. И опять проект документа не был вынесен на общественное обсуждение.

Авторы такого рода документов говорят нам, что они заботятся о:

— населении (стараются оградить его от некачественного импорта, повысить стандарты жизни жителей нашей страны);

— отечественных производителях.

Позволяет ли намеченный рост таможенных платежей решить указанные задачи? Начнем с заботы о населении.

 

Базовые продукты питания

 

Думая о нуждах социально уязвимых слоев населения, невозможно не обратить внимание на таможенные платежи на муку и хлеб. Хлеб – самый важный социальный товар. И если мы не хотим, чтобы его цена была высокой, то мы точно не должны вводить какие-либо таможенные платежи на муку (10% таможенная пошлина) и на сам хлеб (20% таможенная пошлина и 5% акциз на импорт).

Кроме того, по прочим базовым продуктам питания предусмотрены следующие таможенные пошлины:

  • 5-20% — молочная продукция. Плюс импортная кисломолочная продукция и сыры в соответствии с декабрьскими решениями облагается дополнительными акцизами: 15 и 10% соответственно.
  • 10% — некоторые виды мяса и мясных субпродуктов: мясо птицы, свинина, субпродукты из говядины; 15% — колбасные изделия (+10% акциз на импорт), готовые и консервированные продукты из мяса. И это на фоне резкого роста цен на мясо за последний год.
  • 5% — свежие и замороженные рыба и морепродукты;
  • 15% — готовые или консервированные рыба и морепродукты.
  • 30% — яйца птиц.
  • 20% (в редких случаях 10%) — почти для все виды овощей, фруктов, орехов, в том числе те, которые в Узбекистане не выращиваются, например, бананы и финики. А те, которые выращиваются, мы активно экспортируем и планируем их экспорт увеличить. То есть местная плодоовощная продукция конкурентоспособна по определению, защищать местных производителей не нужно.
  • 5% — растительное масло.
  • 15% — маргарин (+5% акциза на импорт).
  • 15% — макаронные изделия.
  • 10% — пищевая соль.
  • 20% — сахар (+20% акциз на импорт).
  • 10-15% — чай.

Как вообще можно понять и объяснить таможенные платежи на базовые продукты питания, особенно учитывая рост цен на них, в том числе, обусловленный введением НДС? Таможенные пошлины (и во многих случаях весьма немаленькие) на базовые продовольственные товары означают кроме высоких цен еще и ограничение доступа к разнообразной и полезной пище. Таможенные пошлины на рыбу и морепродукты, овощи, фрукты, орехи – это настоящее преступление, если вещи называть своими именами. А таможенные платежи на муку, хлеб, молочную и мясную продукцию, сахар – это то, что нам нужно знать социальной направленности действий нашего правительства.

 

Экология

 

«Забота о здоровье населения» хорошо проявляется также в 10% пошлине на электромобили. Во всем цивилизованном мире правительства всячески поощряют переход на экологически чистые виды транспорта, дотируют их производство и продажу (их себестоимость пока еще очень высокая). Но нашему любимому автопрому конкуренты не нужны. Экология побоку. Надо еще на велосипеды, самокаты, лошадей, ослов и верблюдов дополнительные налоги и пошлины установить, запретить общественный транспорт, чтобы наш монополист совсем уж не чувствовал никакой угрозы.

 

Предметы первой необходимости

 

К ним можно отнести:

  • Готовые текстильные изделия — 15-30% таможенные пошлины (детская одежда – 10%).
  • Обувь — 20% таможенная пошлина.
  • Средства гигиены и косметику — 20-30% ставки таможенных пошлин.
  • Посуда – 15% таможенная пошлина, столовые изделия – 20%.

Ой как не мало.

В XXI веке к товарам первой необходимости также относятся бытовая техника и личные транспортные средства. Посмотрим, что с этими категориями товаров:

  • 30% — газовые плиты.
  • 20% — бытовые посудомоечные машины, стиральные машины, пылесосы, кондиционеры, прочее электромеханическое бытовое оборудование, холодильники, морозильники, электроплиты, водонагреватели, современные телевизоры.
  • 10% — микроволновые печи, телефонные аппараты, звуко- и видеозаписывающая аппаратура, радиоприемники, мониторы, проекторы, электролампы, осветительное оборудование.
  • 20% — мотоциклы.
  • Остались высокие, фактически запретительные таможенные платежи (пошлины и акцизы) на импортные автомобили (их размер зависит от объемов двигателя).

Да, с такими таможенными платежами, да еще с разного рода нетарифными барьерами на импортную бытовую технику, население Узбекистана в XXI век попадет еще не скоро. Зато лидеры нашей «электротехнической индустрии» — «Артель» и Асакинский завод будут продолжать извлекать монопольную сверхприбыль за счет небогатого местного населения, занимаясь сборкой импортных комплектующих.

 

Ресурсы для бизнеса

 

Таможенными пошлинами облагаются и многие виды ресурсов, которые нужны бизнесу для производства конечной продукции (то, что бросилось в глаза):

  • 10-30% — на многие виды строительных материалов (мрамор, гранит, цемент, асбест, камень, сланец, гипс, кирпичи и т.д.)
  • 10% – ряд нефтепродуктов.
  • 5-15% — дубильные и красящие вещества, лаки и краска, клеи.
  • 5-20% — ряд сырьевых позиции для производства моющих чистящих средств.
  • 5-10% — разнообразная химическая продукция, включая полимеры.
  • 10-30% — продукция из пластмассы и резины (включая, пленку, плиты, трубы, сантехнику, шины), керамическая сантехника.
  • 5% — кожа.
  • 10-20% — сырье из меха.
  • 5-15% — изделия из дерева и пробки (плиты, фанера, ящики и пр.)
  • 5-15% — нити, пряжа, ткани, вата, войлок, нетканые материалы, полотна, мешки, прочее текстильное сырье.
  • 5-10% — стекло, изделия из стекла.
  • 5-10% — драгоценные камни и металлы.
  • 5-15% — многие изделия из черных металлов, меди и алюминия и пр. недрагоценных металлов, включая трубы, трубки, емкости, проволоку, гвозди, винты, ручные инструменты.
  • 5-30% — некоторые виды насосов, вентиляторов и кондиционеров.
  • 10-20% — холодильники, морозильники.
  • 5-30% — счетные машины, калькуляторы, торговые автоматы, конторское оборудование, электрически двигатели, генераторы, трансформаторы, аккумуляторы, лампы накаливания, разного рода приборы, многие другие виды электрооборудования.
  • 5-10% — удобрения.
  • 5-30% и даже выше — сельскохозяйственная техника. Плюс огромные импортные акцизы. Плюс к этому банкам недавно дан негласный приказ не перечислять валюту на покупку импортной сельхозтехники. Интересно, в чьих конкретно интересах столько суеты?
  • Высокие (запретительные) таможенные платежи (пошлины и акцизы) на моторные транспортные средства для перевозки грузов – зависят от объема двигателя.

Все это совсем не вяжется с сокращением издержек ведения бизнеса, с политикой создания производств с глубокой переработкой сырья, с желанием включиться в международное разделение труда и взять курс на экспортоориентацию. Зато легко объясняется логикой импортозамещения и желанием создать монопольные кормушки для отдельных производителей (в данном случае для производителей товаров производственного назначения).

Выгодно ли это остальным «отечественным производителям»? Вопрос риторический.

 

О селективной промышленной политике

 

В соответствии с философией импортозамещения, которой наше правительство строго придерживается с 1996 года, государство должно осуществлять селективную промышленную политику: выбирать предприятия и отрасли, которые смогут стать «локомотивами» экономического роста, предоставлять им разного рода льготы, защищать от международной конкуренции. Логика эта абсолютно порочная и ничего кроме бедности и коррупции с собой не несет. Я об этом уже много писал, не буду повторяться.

Однако размеры таможенных платежей по разным категориям товаров показывают, как сегодня видятся отраслевые приоритеты нашим чиновникам. Итак, какие отрасли они считают перспективными, «достойными» защиты от импорта?

В первую очередь – это автопром. Но здесь, скорее, не желание сделать из него «локомотив» (20 с лишним лет уже делаем, ничего не получается), а хотя бы не дать ему умереть: все-таки жалко терять уже вбуханные миллиарды долларов. Это, кстати, судьба всех проектов, построенных на ограничении конкуренции и огромных льготах. Но мы же даже на своих ошибках учиться не хотим. И упорно держимся за многократно дискредитировавшие себя подходы. Более того, мультиплицируем эти подходы в других секторах.

Во вторую очередь — это производство сельскохозяйственной техники. Здесь основные потребители – бесправные фермеры, которых лишают выбора и загоняют в долги.

Третью позицию твердо занимает отрасль производства бытовой техники, которая защищается чиновниками от конкуренции не только высокими таможенными платежами, но и другими «инновационными» задумками: «шмоном» на границе, 20-процентной наценкой к цене местной продукции при госзакупках, ужесточением стандартов качества к импорту, требованиями к поставщикам иметь сервис-центры во всех регионах и пр.

Это сегодня безусловные лидеры в реализации селективной промышленной политики в Узбекистане. А далее список направлений более низкого ранга, которые также хотят «поддержать» наши чиновники (указываются размеры таможенных пошлин):

  • 20 и 15% — кисломолочная продукция и сыры. Плюс дополнительные акцизы: 15 и 10% соответственно.
  • 15% — маргарин (+5% акциза на импорт).
  • 30% — кондитерские изделия (+5% акциза на импорт) и шоколад.
  • 20% — сахар (+20% акциз на импорт).
  • 30% — жевательная резинка.
  • 20-30% — консервированные и переработанные фрукты, овощи и орехи (в том числе соки), включая те, которые в Узбекистане не выращиваются. Плюс 5% акциза на импорт.
  • 30% — мороженое, воды, пиво, вино-водочные изделия, табачные изделия. Плюс все эти товары облагаются еще и немаленькими акцизами на импорт. А на импортные воды, включая минеральные предусмотрен 50% акциз – еще одна изумительная забота о нашем здоровье.
  • 20% — корм для собак и кошек (неужели есть местные производители?).
  • 20-30% — средства гигиены и косметика.
  • 20% — изделия из кожи, плетенные изделия.
  • 30% — ковры. Плюс 15% акциза на импорт.
  • 30% — вата, марля, бинты.
  • 15-30% — готовые текстильные изделия (детская одежда – 10%).
  • 20% — обувь.
  • 10% — головные уборы, зонты, трости, канцтовары, женские прокладки, тампоны, подгузники.
  • 10-20% — готовые керамические и стеклянные изделия, сантехника.
  • 20% — готовые изделия из драгоценных металлов и жемчуга, столовые и кухонные изделия из черных металлов.
  • 10-15% — мебель.
  • 10-30% — многие виды строительных материалов.
  • 10-30% — полимеры, продукция из пластмассы и резины.

Как показывает практика, высокие таможенные платежи редко, когда способствуют развитию «защищаемых» отраслей.

Во-первых, чем выше таможенные платежи, тем больше контрабанды и серого импорта (через структуры типа «Абу Сахий»), с которыми конкурировать гораздо сложнее, чем с легально завезенной продукцией.

Во-вторых, если все же удается перекрыть каналы нелегального и серого импорта (как это удалось автопрому и «Артели»), то это порождает монополию, позволяет паразитировать на покупателях, не заморачиваясь на улучшение качества продукции и снижение издержек.

 

Таким образом, можно констатировать, что таможенная реформа на этом этапе повернута вспять. Будем надеяться, что когда-нибудь к ней вернемся.

 

 

Поделиться