Резолюция экспертного совета проекта «Вектор реформ» от 7 сентября 2019 г.

Текст на узбекском языке

 

Экспертный совет проекта «Вектор реформ» считает важным обратить внимание на актуальные проблемы реализации налоговой реформы, инициированной Указом Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2018 г.

Налоговая реформа нацелена на кардинальную перестройку налоговой системы Республики Узбекистан с целью сокращения налоговой и административной нагрузки на бизнес, создания условий для развития и легализации частного предпринимательства. Однако ряд задач налоговой реформы не достигнуты, что отрицательно сказывается на состоянии бизнес-климата страны и деловой активности.

В частности, до конца не решена задача сокращения разрыва в налоговой нагрузке между общим и упрощенным режимами налогообложения. Как следствие, в некоторых отраслях экономики предприятия общего и упрощенного режимов находятся в неравных условиях. Это стимулирует предприятия общего режима скрывать доходы и разукрупнять бизнес с целью уклонения от налогообложения. Данное обстоятельство препятствует и достижению другой задачи налоговой реформы — сокращению сферы влияния налогов с оборота (выручки).

Основные причины указанных выше проблем, на наш взгляд:

— высокая ставка НДС (20%),

— наличие индивидуальных льгот по уплате НДС и ряда отраслевых освобождений от уплаты НДС,

— сложные процедуры администрирования НДС и налога на прибыль.

Необходимо также учитывать, что высокая ставка НДС — не только ключевая причина сохраняющегося разрыва в налоговой нагрузке между двумя режимами налогообложения, подталкивающая бизнес к уходу в «тень», но и фактор снижения конкурентоспособности отечественных производителей: у наших региональных соседей – Казахстана и Кыргызстана – ставка НДС 12%.

 

Экспертный совет рекомендует:

  1. Снизить ставку НДС с 20 до 12% с одновременной ликвидацией как можно большего числа льгот и исключений, как по уплате НДС, так и других налогов, а также таможенных платежей.
  2. Провести комплексную работу над сокращением издержек налогового администрирования, включая:
  • упрощение процедур расчета и уплаты НДС и налога с прибыли;
  • пересмотр отдельных ставок Единого налогового платежа (ЕНП) и упрощенного НДС, в частности для сектора общественного питания.

 

Обоснование: Аналитическая записка «Реализация налоговой реформы и проблемы расширения сферы применения налога на добавленную стоимость».

 

Справка.

В августе 2019 г. Iqtisodiy rivojlanishga ko’maklashish markazi / Центр содействия экономическому развитию запустил проект «ISLOHOTLAR VEKTORI» / «ВЕКТОР РЕФОРМ». Проект инициирован группой ученых и бизнесменов. Необходимость проекта обусловлена желанием предпринимателей, экспертов, гражданских активистов оказать содействие Правительству Республики Узбекистан в формировании и реализации стратегии долгосрочного роста, в создании условий благоприятных для ведения бизнеса в стране. По мнению инициаторов проекта, для достижения этой цели властям необходимо полноценное партнерство с бизнес- и научно-аналитическим сообществом.

Миссия проекта «ISLOHOTLAR VEKTORI» / «ВЕКТОР РЕФОРМ»: способствовать построению конкурентоспособной рыночной экономики посредством активизации и поддержания общественного диалога между Правительством, Бизнесом, Экспертным сообществом и Гражданским обществом, а также посредством экспертно-аналитической поддержки социально-экономических реформ в Узбекистане.

Миссия будет реализована посредством:

— организации широких дискуссий с вовлечением представителей общественности, бизнеса, правительства и экспертного сообщества;

— организации и финансирования экспертных оценок и исследований;

— организации и финансирования тренингов, «круглых столов», семинаров, конференций;

— подготовки публикаций, аналитических материалов.

Мозговым центром проекта «ISLOHOTLAR VEKTORI» / «ВЕКТОР РЕФОРМ» является Экспертный Совет, состоящий из ведущих ученых-экономистов и бизнесменов страны.

Инициаторы надеются, что работа проекта «ISLOHOTLAR VEKTORI» / «ВЕКТОР РЕФОРМ» будет способствовать:

— налаживанию диалога и обратной связи между Правительством, Бизнесом, Экспертным сообществом и Гражданским обществом в целях выявления существующих проблем и выработки путей развития страны;

— инициации социально-экономических исследований и экспертизы в целях повышения качества принимаемых решений в сфере социально-экономической политики;

— повышению качества принимаемых нормативно-правовых актов;

— повышению аналитического потенциала государственных и научно-исследовательских структур;

— повышению конкурентоспособности национальных производителей посредством содействия улучшению бизнес-климата и сокращению издержек ведения бизнеса;

— повышению благосостояния населения через содействие ускорению социально-экономическому развития страны, увеличения доходов и занятости.

 

Поделиться