Трактат о лечении болезней … в экономике

Автор: Юлий Юсупов

Последнее свидетельство того, что наша власть все-таки потихоньку осваивает переход от «встряхивания градусника» и «сбивания температуры» к «лечению болезней» — публикация проекта «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы».

Читать статью на русском языке

 

Maqolani o’zbek tilida o’qing


Трактат о лечении болезней … в экономике
или
Зачем нужна стратегия аграрной реформы

 

Юлий Юсупов

15.09.2019

Человек заболел. Высокая температура. Если она очень высокая, то ее конечно нужно сбить. Но главное – провести диагностику, выявить причины болезни и заняться лечением. Может достаточно попить витаминчики и отлежаться, а может придется прибегнуть к радикальным мерам, типа хирургического вмешательства. Все зависит от причин болезни.

В экономике тоже самое: нужно выявить причины экономической «болезни» и заняться ее лечением. Но в нашей практике зачастую все по-другому.

До 2017 года в 95% случаев все экономические проблемы решались «встряхиванием градусника». Главное, чтобы перед глазами президента градусник всегда показывал «36,6», а дальше хоть трава не расти. «Встряхиванием градусника» занимались:

— Госкомстат и прочие государственные ведомства (поставляя красочную, порой просто умопомрачительную статистику),

— силовые структуры и редактора изданий, бдительно следящие за тем, чтобы информация о реальных проблемах ни в коем случае не появилась в публичном пространстве,

— молчаливые и послушно исполняющие любые приказы сверху законодательная и судебная ветви власти;

— созданные государством так называемые «некоммерческие негосударственные организации», призванные имитировать отсутствующее гражданское общество.

Все они рисовали статистику и замалчивали проблемы.

В остальных 5% случаев «сбивали температуру», то есть не решали проблемы, а устраняли их видимые формы проявления.

Сами же проблемы никуда не исчезали, а только накапливались и обострялись.

С 2017 года ситуация поменялась. Метод «встряхивания градусника» в большинстве случаев уже не срабатывает (хотя иногда его по привычке пытаются применить): появились независимые СМИ (главным образом электронные), общественное мнение и институты настоящего (а не имитационного) гражданского общества, да и нового президента, как выяснилось, не устраивает термометр, все время находящийся на отметке «36,6». Все проблемы повылезали наружу. Иногда кажется: вот до этого проблем не было, а теперь они появились. Это иллюзия: большинство этих проблем возникли далеко не сейчас. Просто сейчас мы о них узнали и у нас появилась возможность их обсуждать. Более того, появилась возможность обсуждать эти проблемы с властью и совместно искать пути их решения.

И хотя власть вместо проведения диагностики и выявления причин «болезни» по старой памяти власть все еще часто использует метод «сбивания температуры»:

— растут цены на лекарство или мясо – прикажем им не расти,

— наши производители неконкурентоспособны – защитим их от конкуренции высокими таможенными платежами и льготами,

— на рынке кредитов высокие процентные ставки – заставим банки выдавать льготные кредиты,

но все же порой экономические «болезни» начали наконец лечить.

Введение конвертации национальной валюты и устранение множественных обменных курсов, налаживание дружеских и взаимовыгодных отношений с соседними странами, либерализация банковского сектора, сокращение административных барьеров ведения бизнеса, проведение налоговой реформы (хотя способ ее реализации оставляет желать лучшего) – все это примеры настоящего лечения накопившихся болезней.

И это радует, дает надежду.

Последняя хорошая новость о том, что наша власть все-таки потихоньку осваивает переход от «встряхивания градусника» и «сбивания температуры» к «лечению болезней» — публикация проекта «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы».

Хочется поздравить Министра сельского хозяйства Жамшида Ходжаева с качественным и революционным документом. Причем революционным как по форме, так и по содержанию.

Это действительно настоящая стратегия реформирования сектора, совершенно не похожая традиционные совковые инвестиционные программы, которые периодически выпускают наши государственные ведомства. Их краткая суть в следующем:

— мы производим столько-то холодильников, тканей, колбасы (в зависимости от отрасли),

— в следующие годы будем производить еще больше (насколько больше, это уже зависит от фантазии конкретных чиновников – разработчиков таких программ),

— для этого нам нужны инвестиции. Чем больше, тем лучше. Часть затребуем у государства, часть, будем надеяться (или заставим) даст частный сектор,

— ура, вперед и с музыкой!

Вопрос, а нужно ли нам производить больше именно холодильников, тканей, колбасы, не задается. Нужно и точка. Мы так привыкли с советских времен: чем больше, тем лучше. Вопрос, как сделать отрасль конкурентоспособной и привлекательной для частных инвесторов, как устранить барьеры ведения бизнеса, не задается тем более.

Так вот перед нами не инвестиционная программа, а действительно стратегия реформ – описание того, что нужно изменить в системе государственного управления и в самой отрасли, чтобы создать условия для ее успешного развития.

В стратегии предлагается комплекс кардинальных и системных мер, нацеленных на коренное изменение роли и функций государства в аграрном секторе. И это правильно, так как сельское хозяйство — самый зарегулированный, самый затюканный и забитый сегодня сектор экономики. Как результат:

— деградация земель (у которых нет хозяина и из которых надо выжимать все соки для выполнения планов по хлопку и пшенице);

— катастрофически нерациональное использование воды, связанное с колоссальными потерями при ее доставке и ведущее к засолению почв;

— неоптимальное распределение земель (растет или не растет хлопок – все равно выращивай, госзаказ надо выполнять, а доходные помидоры и морковку – не смей, прокурор придет и накажет), следствием чего является низкий уровень производительности сектора;

— ничтожный уровень частных инвестиций в сектор, что сказывается на плодородии почв и примитивности используемых технологий.

Поэтому нужно отменять обязательный госзаказ, расширять и защищать права пользования землей, делать прозрачными механизмы распределения земли, способствовать формированию и развитию рыночной инфраструктуры, содействовать развитию агронауки. Это и многое другое заложено в проекте Стратегии. Читайте!

Пожелаем удачи в принятии и реализации данного программного документа. Удача не помешает. Могу только догадываться, какие силы сейчас начнут вставлять палки в колеса… Надеюсь, что пробьемся!

Читать по теме: https://ced.uz/uzbekistanu-neobhodima-agrarnaya-reforma/

 

 

Поделиться