(Русский) В поисках экономического чуда

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Ярослав Романчук

ФБ, 23 октября 2018 г.

Самый ценный исторический урок или как вырваться из порочного круга страны хронического хождения по граблям

Несколько ярких, убедительных, кричащих факторов в пользу ключевого фактора обеспечения процветания и благополучия – СВОБОДЫ.
1) Сингапур. В 1960 г. ВВП Сингапура на душу населения – $428, в 2018г. – $61230 или в 143 разf больше.
2) Ирландия. В 1960г. ВВП на душу населения было $686, в 2018г. ожидается $75190 или в 110 раз больше.
3) Южная Корея. В 1960г. ВВП на душу населения было $158, в 2018г. ожидается $32050 или в 203 раза больше.
4) Япония. В 1960г. ВВП на душу населения было $479, в 2018г. ожидается $40110 или в 84 раза больше.
5) Гонконг. В 1960г. ВВП на душу населения было $429, в 2018г. ожидается $48230 или в 112 раз больше.
6) Тайвань. В 1960г. ВВП на душу населения было $150, в 2018г. ожидается $25530 или в 170 раз больше.
Экономическое чудо этих стран (быстрый (6 – 10% в год), долгосрочный (более 20 лет) экономический рост имеет общий фундамент:
1) экономическая свобода,
2) частная собственность,
3) малое государство (не более 20% ВВП, а на этапе бурного роста – до 15% ВВП)
4) безусловное верховенство права, которое обеспечивает независимый суд,
5) свободная конкуренция и открытость миру,
6) культура трудолюбия, риска и достижения предпринимателей,
7) персонификация ответственности за прибыль и убытки: заработал своим трудом и служением потребителю – слава, почёт и рост рыночной капитализации, получил убытки, не рассчитался по кредитам – банкрот,
8) свободный рынок труда – без удушающих динамизм взаимоотношений нанимателей и наёмных работников трудового кодекса,
9) свободный рынок капитала – без монополии национальной валюты и жёстких барьеров на доступ к мировому финансовому рынку,
10) Саморегулирование бизнеса, конкуренция стандартов – и никакой монополии ГОСТов.
Ни в одной этой стране, а также других странах, которые да 30 – 50 лет совершили рывок из бедной страны в группу стран с высокими доходами, не было:
1) государственного регулирования цен, в том числе административного выделения группы «социально значимые товары»;
2) государственной программы импортозамещения;
3) доминации государственной собственности;
4) жёсткого торгового протекционизма внутри страны и во внешней торговле;
5) дискриминации частного сектора путём создания благоприятных, льготных условий для т. н. «точек роста»;
6) всеохватывающей системы лицензирования, сертификации и выдачи разрешений;
7) дедолларизации и широкого использования запретов на использование иностранных валют;
8) гарантий прав собственности инвесторам в виде честного слова главы государства или парламента, а не через универсальные, независимые правовые институты;
9) доминации государства в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров;
10) высокой налоговой нагрузки с разорительными налогами на доходы, добавленную стоимость или наследство.
В 1992 году ВП на душу населения Беларуси был ~$1200. В 2018г. он оценивается на ~$6020, т. е. пять раз больше. За 26 лет рост только в пять раз. Если мы продолжим текущую экономическую политику в предстоящие 30 лет, т. е. вплоть до 2050 года ВВП на душу населения будет, в лучшем случае, ~$12 – 15 тысяч на душу населения. Это ~75% меньше, чем ВВП Европы в 2018г. Старый курс белорусских властей при сохранении основных институтов – это курс на отставание от Европы 30 – 40 лет. Старый, традиционный курс белорусской экономики – это курс в зону хронической отсталости страны, глубокой демографической ямы и превращения территории страны в развлекательно-контрабандные площадки номенклатурно-силовых и олигархических структур соседних стран.
Если вы делаете всё по-старому, со старыми руководителями, в старой колее институтов, при неизменной руководящей и направляющей роли Государства, то у нас НОЛЬ шансов сделать благополучную, процветающую, социально ориентированную страну.
Может, пора выучить базовый урок экономической истории и выбросить у утиль пропаганду лженаучного марксизма-ленинизма с вкраплениями кейнсианства и теории игр?

Комментарий от Юлия Юсупова:

Утверждение “Ни в одной этой стране, а также других странах, которые да 30 – 50 лет совершили рывок из бедной страны в группу стран с высокими доходами, не было:”, на мой взгляд, слишком жесткое – всякое там за это время бывало. Но, если рассматривать, как доминирующие тенденции – совершенно точно.

Расшифровка: малое государство – это небольшая доля государственных расходов (или налогов) в ВВП. Справка. В Узбекистане налоговая нагрузка на экономику (доля налогов и аналогичных платежей в ВВП) – 30-35%. Если сюда добавить скрытые формы налогообложения (типа “добровольной” благотворительности) – более 40%.

 

Поделиться