(Русский) Узбекистан: женщины меньше получают, менее образованны, менее равны

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Ирина Матвиенко

В Узбекистане существует гендерный дисбаланс в образовании, занятости, доходах и возможностях делать карьеру.

Читать статью

Комментарии к статье экспертов, которые не попали в публикацию полностью:

Танзила Нарбаева, заместитель премьер-министра Узбекистана, председатель Комитета Женщин Узбекистана:

Вопрос очень актуальный для нынешнего положения дел в области гендерного равенства. Улучшать ситуацию по всем перечисленным направлениям, однозначно – необходимо. Считаю, что необходимо проводить постоянный мониторинг критериев, определяющих равноправие женщин и мужчин во всех сферах. На основе показателей, характеризующих равноправие полов, необходимо изучать положение дел, выявлять проблемы и определять задачи, над которыми должно работать правительство в тесном контакте с гражданским обществом.

Такая статистика является результатом годами накопившихся социальных проблем и глубоко укоренившихся в сознании людей стереотипов в отношении роли мужчины и женщины в семье и обществе. Невозможно разом решить все проблемные вопросы, необходим существенный вклад и материальных и человеческих ресурсов, изменение мышления не только мужчин, но и самих женщин.

Это комплексная и системная работа, требующая участия абсолютно всех действующих структур. Вопросами гендера должны заниматься не только женские организации, как иногда предполагают отдельные руководители, этот компонент должен быть глубоко внедрен в систему работы абсолютно всех организаций.
Самое главное – первые зачатки правильного восприятия данного вопроса должны быть преподнесены детям с ранних лет еще в семье. Но если в семье сохраняются патриархальные устои, в сознание детей, особенно девочек внедряется мысль о ее будущей роли в семье только в качестве домохозяйки, то и она уже в дальнейшем формируется именно такой, какой хотят видеть ее родители и будущий супруг.

Поэтому в республике начата работа по совершенствованию законодательства, касающегося интересов семьи и женщин. При разработке проектов Законов мы учитываем в первую очередь, обеспечение прав женщин как в семье, так и в обществе. Разработан проект Закона «О профилактике бытового насилия», начата работа над проектом Закона «О равных правах и возможностях женщин и мужчин», вносятся предложения для изменения Семейного кодекса, других нормативно-правовых актов.

Кроме этого осуществляются реформы, касающиеся повышения уровня образования детей и молодежи, особенно через развитие сети дошкольных детских учреждений, повышение качества образования, создание доступных рабочих мест, для молодежи и женщин.

Что касается низкого уровня представленности женщин на уровне принятия решений, то действительно, у нас женщин очень мало на руководящих должностях. Но сейчас уже начата работа в данном направлении. Для обеспечения целевой подготовки женщин к руководящим позициям, мы запустили проект по повышению потенциала женских кадров, которые имеют возможности активно принимать участие в государственном и общественном управлении. Их у нас более 3-тысяч. Появление на горизонте женщин, желающих занимать определенные позиции в госуправлении говорит не только об уровне их активизации, но и об изменении сознания и кругозора близких людей, особенно мужчин.

Учитывая, что девушки создавали семьи сразу после окончания колледжей и лицеев, они естественно, оставались без высшего образования (да и вообще уровень охвата высшим образованием всего населения составлял 9 процентов). Вместе с тем ожидается, что с проведением реформ в системе образования в целом, расширением сети высших образовательных учреждений, внедрением заочного и вечернего вида обучения в ВУЗах, уровень образованности женщин будет повышаться (тем самым женщина сможет совмещать учебу с семьей).

В Узбекистане на законодательном уровне отсутствуют нормы, касающиеся ущемления трудовых прав женщин, особенно в вопросах заработной платы. Но совершенно верно, что в связи с преобладающей занятостью женщин в системах образования и здравоохранения, уровень оплаты в этих отраслях был низок в целом.

Но всем известно, что в настоящее время приняты соответствующие решения, на основании которых заработная плата работников образовательной, медицинской систем повышена в разы и данный процесс продолжится и далее. В этом году совместно с Международной организацией труда будем проводить исследование положения женщин в сфере труда и результаты исследования будут основанием для определения дальнейших действий, которые будут способствовать ликвидации гендерного дисбаланса в сфере труда.

Юлий Юсупов, независимый экономист:

Безусловно проблема гендерного неравенства в семье, обществе и экономике весьма актуальна для Узбекистана. Но чтобы решать любую проблему нужно сначала разобраться в ее причинах. Я не вижу каких-то значимых причин в сфере законодательства. Скорее наоборот, наши законы создают гендерную диспропорцию в пользу женщин, например, позволяя им раньше уходить на пенсию.

Впрочем, иногда непродуманная «защита интересов женщин» им только вредит. Особенно тогда, когда, расходы по «защите» перекладываются на чужие плечи. Так в Узбекистане ответственность за выплату декретных пособий возложена на работодателей (подробнее см. публикацию). Хотя – это обязанность государства. Как следствие, работодатели не охотно принимают молодых женщин на работу, опасаясь, что они могут уйти в декрет. В результате молодые женщины не могут найти работу. Как говорится, «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

На мой взгляд, основные корни гендерного неравенства заложены в существующих стереотипах мировоззрения и поведения людей. Именно в соответствии с ними происходит гендерное распределение функций. Мужчина – глава семьи, который должен обеспечивать ее материальное благополучие. Поэтому так важны вложения в квалификацию, образование, профессиональный и карьерный рост именно мальчиков, юношей, мужчин, а не девочек, девушек и женщин. Функция женщин – «хранительница семейного очага», отвечающая за семейный быт и воспитание детей. Образование, профессиональный и карьерный рост для них на втором плане. Отсюда гендерные диспропорции в высшем образовании, занятости, доходах, владении имуществом и бизнесом, в структуре руководителей.

Причем:

– гендерным стереотипам женщины зачастую подвержены не в меньшей степени, чем мужчины;

– они же являются главными носителями этих стереотипов, передавая их своим детям (как девочкам, так и мальчикам);

– от гендерных стереотипов мужчины порой страдают не меньше чем женщины, не выдерживая бремени и ответственности единоличного главы семьи и «добытчика».

Еще одна причина гендерного неравенства в нашей стране – широкая распространенность при взаимодействии между людьми жесткой (иногда неформальной) иерархии и авторитарных методов управления. Жесткоиерархические и авторитарные модели принятия решений и управления зачастую доминируют в государственных структурах, в бизнесе и в семье. Между тем, женщины, как правило, в большей степени, чем мужчины склонны к компромиссам и согласованиям. Соответственно, в господствующих иерархических моделях они и окружающие воспринимают их как чуждые элементы. Отсюда сложности с карьерой и выполнением управленческих функций. Отсюда и вторые роли в принятии решений на уровне семьи.

С гендерными стереотипами, а также с нарушениями прав и свобод женщин надо бороться через школьные программы, пропаганду, личные примеры, специальные проекты, защищающие гендерное равенство и пресекающие любые формы гендерной дискриминации. Но в реальности такого рода культурные стереотипы преодолеваются весьма медленно. Надо запастись терпением и много-много работать, в том числе ломая существующие стереотипы у самих женщин.

Алла Куватова, социолог, кандидат философских наук, доцент РТСУ:

В статье на основе официальных статистических данных показаны имеющиеся проблемы с реальной ситуацией по достижению гендерного равенства в Узбекистане.

Главное препятствие – это существующие стереотипы о традиционной роли женщины в обществе, воспитание и образование девочек и мальчиков на основе мусульманских традиций без учета происходящих в современном мире изменений и необходимости быть другими – более уверенными, хорошо образованными и мотивированными на самостоятельность и независимость личностями вне зависимости от пола.

Здесь не должно быть страхов, что все это может разрушить устои семьи. Семья будет крепкой и стабильной, если будет состоять из равных партнеров, уважающих, понимающих, принимающих и помогающих друг другу людей, где дети будут расти в здоровой обстановке мира, любви и благополучия.

Если общество будет опираться на существующие в настоящее время подходы в воспитании девочек и мальчиков, ни о каком прогрессе и позитивных изменениях в направлении достижения гендерного равенства в странах Центральной Азии в будущем не будет и речи. Что нужно делать? В первую очередь, государственным служащим самим нужно стать гендерно-чувствительными и с помощью средств массовой информации ломать сложившиеся гендерные стереотипы, а также продвигать стратегии по повышению роли женщин в обществе и не бояться поделиться властью с женщинами на всех уровнях принятия решений.

 

Поделиться