СПАСТИ СЕКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ!

Автор: Тимур Мусин

ФБ, 25 октября 2018 г.

Особая и уникальная роль узбекской гастрономии в развитии и поддержке отечественного туризма. Современные реалии деятельности сферы общественного питания. Как сделать так, чтобы предстоящие налоговые реформы позволили сектору общепита выйти из тени и успешно развиваться.

При поддержке Правительства республики с 2016 г. усиленно развивается туристическая сфера, представителям данного вида бизнеса предоставляются льготы, принимаются меры по привлечению в данный сектор иностранных инвесторов с их передовым опытом.

Туристический потенциал страны обладает огромными возможностями (безвизовые и электронные транзитные визы): зарубежные гости едут ознакомиться с культурно-историческим наследием Узбекистана, неотъемлемой частью которого является традиционная узбекская национальная кухня. Не зря, Межправительственный Комитет по охране нематериального культурного наследия 1 декабря 2016 года включил культуру и традиции, связанные с пловом в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а в голосовании National Geographic Traveler в номинации Гастрономический туризм Узбекистан занял уверенное 1-ое место.

В настоящее время деятельность ресторанов, специализирующихся на развитии и популяризации узбекской национальной кухни, ошибочно рассматривают раздельно от сферы туризма.

Следует отметить, что особую заслугу в развитии туризма в Узбекистане принадлежит общественному питанию: кафе, ресторанам, столовым «Миллий таомлар». Не только памятники архитектуры и народные промыслы (которые кстати освобождены от налогов) являются центром туристических проектов, но и конечно же заведения общественного питания, без которых турист не может находиться ни в одном населённом пункте. Именно эти объекты абсолютно не дотируются государством, и несмотря на это, за последние 10 лет предприимчивость и трудолюбие узбекистанских рестораторов сделали узбекскую кухню знаменитой во всем мире. К сожалению из-за высокой конкуренции и отсутствия льгот, этот сектор стал очень ивестиционно затратным. В настоящее время рестораторы завоевывают посетителей не только вкусной кухней, как это было раньше, но и профессиональным, а значит и дорогостоящим ресторанным оборудованием, мебелью, дизайном и т.д. отвечающим международным стандартам пищевой безопасности. Сегодня рестораторы занимаются строительством с нуля новых зданий ресторанов и национальных столовых («Миллий таомлар») в национальном стиле, создавая благоприятный облик современного Узбекистана. Нанимают высококвалифицированных архитекторов, дизайнеров, поваров, приглашают иностранных экспертов, оснащают заведения дорогим кухонным, свето-музыкальным и вентиляционным оборудованием, приглашают именитых музыкантов и артистов. И зачастую это происходит с банковскими кредитами под очень высокие процентные ставки( 22% и более годовых).

В настоящее время, концептуально недоработанная политика предстоящих реформ вывода ресторанного бизнеса из тени и его адаптации к современным требованиям экономики Узбекистана может привести к коллапсу общепита в стране. Ни для кого не является секретом, что последние 20 лет существующая система налоговых выплат является неэффективной и изжившей себя.

Очень высокие риски в работе ресторанов, отсутствие продуманной кредитно-банковской политики, вмешательство государственных органов в деятельность общепита, необоснованное ограничение режима работы кафе и ресторанов, выдача лицензий на реализацию спиртного с незаконным впечатыванием пункта Режим работы не позволяют полноценно развиваться ресторанам и другим заведениям общепита.

Принимая во внимание установку Президента страны на дальнейшее укрепление и модернизацию данного сектора экономики, в котором на сегодняшний день прямо или косвенно задействовано более 10% узбекистанцев необходимы кардинальные изменения в решении накопившихся системных вопросов и проблем, без решения которых не удастся сохранить миллионы рабочих мест.

Настало время когда действительно появился диалог между властью и бизнесом ,реформы идут очень активно и зачастую продуктивно и реальное партнерство позволяет вывести бизнес из «тени» безопасно и квалифицированно, адаптировать все механизмы не только налогового обложения системы общепита, но и все его потенциальные возможности.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 г. № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» предусмотрен перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сум или достигших установленный порог в течении одного года, на уплату общеустановленных налогов, в том числе НДС (20 %).

Практически все предприятия общественного питания перейдут на уплату общеустановленных налогов (в том числе НДС и налога на прибыль). В настоящее время указанные предприятия осуществляют оплату только Единого налогового платежа в размере 10 % от валового оборота.

Среди специалистов министерств и ведомств, связанных с секторами экономики и финансов, бытует ошибочное мнение, что вся сфера общественного питания, начиная от столовых и заканчивая ресторанами премиум класса, зарабатывает, вернее «зашибает» бешенные деньги. Хотелось бы развеять данное мнение. Мы предлагаем рассмотреть хозяйственную деятельность любого средне-статистического кафе/ресторана в цифрах на фоне современных реалий: аренда или покупка помещения, технические проекты и согласования с госведомствами, ремонт, закуп кухонного оборудования, мебель, специализированная посуда и кухонная утварь, а также необходимые тренинги в области менеджмента, маркетинга, стандартов пищевой безопасности, расходы на автоматизацию производства.

Расклад деятельности среднестатистического кафе/ресторана позволит понять, что предприятия общепита равны по вложениям, маржинальности и возврату инвестиций любому среднему производству в Узбекистане.
Вместе с тем, производственные материальные затраты организаций общественного питания состоят на 80-90% из сельскохозяйственной и мясной продукции, которая в свою очередь в соответствии с пунктом 28 статьи 208 Налогового кодекса республики освобождается от НДС.

К примеру: если картофель, морковь, капуста и мясо является продуктами, освобожденными от НДС, готовые блюда из них должны быть реализованы с учетом НДС по ставке 20 %. Таким образом, для предприятий общественного питания НДС превращается в налог с валовой выручки (расчетно 18,6 %), плюс налог с прибыли (12 %).

Переход на уплату общеустановленных налогов в предлагаемом виде, негативно повлияет на финансовое состояние указанных предприятий и приведет к возможному банкротству.

Международная практика: Как мы знаем, в 40 развитых и развивающихся государствах с 1972 года внедрены НДС. Правительства этих стран, учитывая важность вопроса продовольственной безопасности, развития туристической отрасли, в целях самообеспечения предприятий оборотными средствами для постоянного развития, установили пониженные ставки НДС для общепита, гостиниц, производства продуктов питания, книг, лекарств и т.д.

Также в различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В тоже время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. Но их шкала в зависимости от вида товара и социально-экономической значимости применяется по пониженным ставкам от 2 до 10%, а именно на туристические, продовольственные, медицинские и детские товары.

При действующей в нашей стране системе налогообложения на примере только одного ресторана можно увидеть, что за год при обороте 5 млрд. сум государству оплачивается налогов более 0,7 млрд. сум, а по новой системе налогообложения, расчеты показывают сумму более 1,4 млрд. сум. Таким образом, заранее можно ожидать повышения цен, резкое снижение объёмов продаж, что соответственно приведет к убыточности предприятия.

В целях устранения негативного влияния при переходе на уплату общеустановленных налогов видится целесообразным рассмотреть снижение ставки НДС для предприятий общественного питания до 5-7 %.

Снижение ставки НДС для организаций общественного питания обусловлено тем, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам по поступившим (принятым к учету) товарам и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.Те кто дочитал до конца, прошу репостнуть статью, чтобы максимально оказать содействие развитию ресторанного рынка республики.

 

Поделиться