(Русский) СПАСТИ СЕКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ!

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Тимур Мусин

ФБ, 25 октября 2018 г.

Особая и уникальная роль узбекской гастрономии в развитии и поддержке отечественного туризма. Современные реалии деятельности сферы общественного питания. Как сделать так, чтобы предстоящие налоговые реформы позволили сектору общепита выйти из тени и успешно развиваться.

При поддержке Правительства республики с 2016 г. усиленно развивается туристическая сфера, представителям данного вида бизнеса предоставляются льготы, принимаются меры по привлечению в данный сектор иностранных инвесторов с их передовым опытом.

Туристический потенциал страны обладает огромными возможностями (безвизовые и электронные транзитные визы): зарубежные гости едут ознакомиться с культурно-историческим наследием Узбекистана, неотъемлемой частью которого является традиционная узбекская национальная кухня. Не зря, Межправительственный Комитет по охране нематериального культурного наследия 1 декабря 2016 года включил культуру и традиции, связанные с пловом в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а в голосовании National Geographic Traveler в номинации Гастрономический туризм Узбекистан занял уверенное 1-ое место.

В настоящее время деятельность ресторанов, специализирующихся на развитии и популяризации узбекской национальной кухни, ошибочно рассматривают раздельно от сферы туризма.

Следует отметить, что особую заслугу в развитии туризма в Узбекистане принадлежит общественному питанию: кафе, ресторанам, столовым «Миллий таомлар». Не только памятники архитектуры и народные промыслы (которые кстати освобождены от налогов) являются центром туристических проектов, но и конечно же заведения общественного питания, без которых турист не может находиться ни в одном населённом пункте. Именно эти объекты абсолютно не дотируются государством, и несмотря на это, за последние 10 лет предприимчивость и трудолюбие узбекистанских рестораторов сделали узбекскую кухню знаменитой во всем мире. К сожалению из-за высокой конкуренции и отсутствия льгот, этот сектор стал очень ивестиционно затратным. В настоящее время рестораторы завоевывают посетителей не только вкусной кухней, как это было раньше, но и профессиональным, а значит и дорогостоящим ресторанным оборудованием, мебелью, дизайном и т.д. отвечающим международным стандартам пищевой безопасности. Сегодня рестораторы занимаются строительством с нуля новых зданий ресторанов и национальных столовых («Миллий таомлар») в национальном стиле, создавая благоприятный облик современного Узбекистана. Нанимают высококвалифицированных архитекторов, дизайнеров, поваров, приглашают иностранных экспертов, оснащают заведения дорогим кухонным, свето-музыкальным и вентиляционным оборудованием, приглашают именитых музыкантов и артистов. И зачастую это происходит с банковскими кредитами под очень высокие процентные ставки( 22% и более годовых).

В настоящее время, концептуально недоработанная политика предстоящих реформ вывода ресторанного бизнеса из тени и его адаптации к современным требованиям экономики Узбекистана может привести к коллапсу общепита в стране. Ни для кого не является секретом, что последние 20 лет существующая система налоговых выплат является неэффективной и изжившей себя.

Очень высокие риски в работе ресторанов, отсутствие продуманной кредитно-банковской политики, вмешательство государственных органов в деятельность общепита, необоснованное ограничение режима работы кафе и ресторанов, выдача лицензий на реализацию спиртного с незаконным впечатыванием пункта Режим работы не позволяют полноценно развиваться ресторанам и другим заведениям общепита.

Принимая во внимание установку Президента страны на дальнейшее укрепление и модернизацию данного сектора экономики, в котором на сегодняшний день прямо или косвенно задействовано более 10% узбекистанцев необходимы кардинальные изменения в решении накопившихся системных вопросов и проблем, без решения которых не удастся сохранить миллионы рабочих мест.

Настало время когда действительно появился диалог между властью и бизнесом ,реформы идут очень активно и зачастую продуктивно и реальное партнерство позволяет вывести бизнес из «тени» безопасно и квалифицированно, адаптировать все механизмы не только налогового обложения системы общепита, но и все его потенциальные возможности.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 г. № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» предусмотрен перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сум или достигших установленный порог в течении одного года, на уплату общеустановленных налогов, в том числе НДС (20 %).

Практически все предприятия общественного питания перейдут на уплату общеустановленных налогов (в том числе НДС и налога на прибыль). В настоящее время указанные предприятия осуществляют оплату только Единого налогового платежа в размере 10 % от валового оборота.

Среди специалистов министерств и ведомств, связанных с секторами экономики и финансов, бытует ошибочное мнение, что вся сфера общественного питания, начиная от столовых и заканчивая ресторанами премиум класса, зарабатывает, вернее «зашибает» бешенные деньги. Хотелось бы развеять данное мнение. Мы предлагаем рассмотреть хозяйственную деятельность любого средне-статистического кафе/ресторана в цифрах на фоне современных реалий: аренда или покупка помещения, технические проекты и согласования с госведомствами, ремонт, закуп кухонного оборудования, мебель, специализированная посуда и кухонная утварь, а также необходимые тренинги в области менеджмента, маркетинга, стандартов пищевой безопасности, расходы на автоматизацию производства.

Расклад деятельности среднестатистического кафе/ресторана позволит понять, что предприятия общепита равны по вложениям, маржинальности и возврату инвестиций любому среднему производству в Узбекистане.
Вместе с тем, производственные материальные затраты организаций общественного питания состоят на 80-90% из сельскохозяйственной и мясной продукции, которая в свою очередь в соответствии с пунктом 28 статьи 208 Налогового кодекса республики освобождается от НДС.

К примеру: если картофель, морковь, капуста и мясо является продуктами, освобожденными от НДС, готовые блюда из них должны быть реализованы с учетом НДС по ставке 20 %. Таким образом, для предприятий общественного питания НДС превращается в налог с валовой выручки (расчетно 18,6 %), плюс налог с прибыли (12 %).

Переход на уплату общеустановленных налогов в предлагаемом виде, негативно повлияет на финансовое состояние указанных предприятий и приведет к возможному банкротству.

Международная практика: Как мы знаем, в 40 развитых и развивающихся государствах с 1972 года внедрены НДС. Правительства этих стран, учитывая важность вопроса продовольственной безопасности, развития туристической отрасли, в целях самообеспечения предприятий оборотными средствами для постоянного развития, установили пониженные ставки НДС для общепита, гостиниц, производства продуктов питания, книг, лекарств и т.д.

Также в различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В тоже время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. Но их шкала в зависимости от вида товара и социально-экономической значимости применяется по пониженным ставкам от 2 до 10%, а именно на туристические, продовольственные, медицинские и детские товары.

При действующей в нашей стране системе налогообложения на примере только одного ресторана можно увидеть, что за год при обороте 5 млрд. сум государству оплачивается налогов более 0,7 млрд. сум, а по новой системе налогообложения, расчеты показывают сумму более 1,4 млрд. сум. Таким образом, заранее можно ожидать повышения цен, резкое снижение объёмов продаж, что соответственно приведет к убыточности предприятия.

В целях устранения негативного влияния при переходе на уплату общеустановленных налогов видится целесообразным рассмотреть снижение ставки НДС для предприятий общественного питания до 5-7 %.

Снижение ставки НДС для организаций общественного питания обусловлено тем, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам по поступившим (принятым к учету) товарам и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.Те кто дочитал до конца, прошу репостнуть статью, чтобы максимально оказать содействие развитию ресторанного рынка республики.

 

Поделиться