(Русский) ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ СПЛАНИРОВАЛИ НАЛОГОВУЮ РЕФОРМУ?

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Юлий Юсупов
Всемирный банк высоко оценил реформы в сфере государственных финансов в Узбекистане: https://www.gazeta.uz/ru/2020/03/02/finances/. Справедливо отмечено, что:
– наш бюджет стал гораздо более прозрачен;
– наконец произошла консолидация 23 внебюджетных фондов в единый бюджет (вот бы еще большую часть этих фондов ликвидировать, как было ранее обещано);
– проведена радикальная налоговая реформа, что привело к “снижению ставок, улучшило ситуации в вопросах соблюдения налогового законодательства, увеличив поступления от налогов в бюджет в 2019 году более чем на треть. Данный тренд опроверг доводы многих скептиков и продемонстрировал, что правильно спланированные реформы могут достичь своих целей”.
По последнему пункту не могу не отметить:
– ставка НДС была снижена лишь в конце 2019 г.
Напомню, что Минфин, пойдя на поводу у разного рода “скептиков”, изначально был категорически против ее снижения и для обоснования своей позиции использовал в качестве дубинки авторитет некоторых экспертов Всемирного банка. Из-за того, что ставка не была снижена с 1 января 2019 г. и других просчетов в реализации реформы, включая своевременно не отмененные льготы (http://ced.uz/kommentarii/nalogovaya-reforma-pod-ugrozoj/), экономика и бизнес понесли существенные потери. Так что с тезисом о “правильно спланированных реформах” выходит некоторая заминка. С правильным планированием как раз проблемы… Хорошо хоть, Правительство и Минфин все же корректируют свои действия и исправляют допущенные просчеты: http://ced.uz/kommentarii/chto-s-nds/;
– из-за того, что вовремя не был снижен НДС и не были устранены барьеры на пути формирования цепочек уплаты этого налога, налоговая нагрузка на экономику остается все еще весьма высокой – более 35% от ВВП, прям на уровне богатых стран Европы. А если еще и добавить сюда квазифискальные расходы госпредприятий (6% от ВВП) и “добровольную благотворительность” частного сектора, то окажемся впереди планеты всей. Это означает, что одна из главных задач налоговой реформы еще не решена. Налоговую нагрузку надо снижать в 1,5-2 раза. Без этого конкурентоспособности нашей экономики не видать нам как своих ушей.
А для того, чтобы существенно снизить налоговую нагрузку на экономику, нужно научиться жить по средствам и существенно сократить государственные расходы. А для этого нужна радикальная бюджетная реформа.

 

Поделиться