(Русский) Перспективы демократизации стран Центральной Азии глазами экономиста
Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
или
Как разбудить спящие институты
Автор: Юлий Юсупов
Скачать статью на русском языке в PDF-формате:
Maqolani o’zbek tilida o’qing (ждем публикации на kun.uz)
Ключевые выводы статьи:
- Наличие и эффективность ряда демократических институтов весьма важны для экономического развития стран Центральной Азии. Среди них особенно стоит выделить действенные процедуры сменяемости власти, эффективную и независимую судебную систему, действенную систему обратной связи между властью и гражданским обществом, наличие механизмов сдержек и противовесов для исполнительной власти. Если указанные институты отсутствуют или неразвиты, то это негативно сказывается на рыночных реформах и экономическом развитии.
- Существует множество объективных и субъективных препятствий для демократизации стран региона, в том числе низкий уровень несырьевых доходов на душу населения, неразвитость среднего класса, отсутствие исторического опыта существования демократических институтов, географическая и культурная удаленность внешних демократических центров.
- Нам не стоит ожидать быстрой демократизации наших обществ. Для формирования более-менее эффективно работающих и устойчивых демократических институтов уйдут десятилетия. Однако данная работа в какой-то мере облегчается наличием уже существующих, хотя зачастую и формальных или плохо работающих институтов: многопартийность, избираемая населением представительная власть, частично избираемая населением исполнительная власть, формально независимые и самостоятельные суды и пр. В эти «спящие» институты необходимо вдохнуть жизнь. Предстоит долгая и кропотливая работа – через сложный диалог с властью, совершенствование законодательства, многочисленные судебные иски, громкие общественные обсуждения, журналистские расследования, акции протеста и т.д. и т.п.
- Огромную роль в демократизации общества играют экономические реформы, так как только они могут обеспечить объективные предпосылки для устойчивости демократических изменений: относительно высокий уровень жизни населения и мощный средний класс. Другое дело, что экономические реформы очень трудно проводить без поддержки действенных демократических институтов. Поэтому экономические и политические изменения нужно проводить одновременно, шаг за шагом.


Читать другие публикации на эту тему:
Юлий Юсупов
Сегодня главная причина низкой инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана, а, следовательно, и недостаточных темпов экономического развития – крайняя слабость, недееспособность механизмов защиты прав собственности. История компании «Совпластитал», которую без всяких оснований отняли у акционеров, — это все, что нам надо знать о правах собственности в Узбекистане.
Юлий Юсупов
Если мы хотим построить современное цивилизованное общество, то нам необходимо создать эффективную систему защиты прав собственности и мощный, дееспособный класс собственников. Однако в Узбекистане права собственности плохо защищены. С чем это связанно и что нужно делать, чтобы их защитить и укрепить?
Юлий Юсупов
Раз уж у нас до сих пор нет хорошо работающих демократических институтов, давайте дружно сядем на землю, начнем биться головой о стену и причитать по этому поводу. И прекратим всякие реформы. Все равно при отсутствии должных политических механизмов все реформы извратят, изгадят, сделают так, чтобы выгоду извлекали приближенные к власти.
Анвар Бабакулов
О необходимости и направленияз реформы уголовного судопроизводства в Узбекистане.
Юлий Юсупов
Коррупцию можно рассматривать как услугу, за которую ее «поставщик» получает плату. Эта услуга — производная от другой категории услуг – государственных. Почему при оказании государственных услуг появляется спрос на «дополнительные» (коррупционные) услуги? Как этот спрос стимулируется? Как ограничить спрос на коррупцию?
Бехзод Хошимов в интервью на узбекском языке о том, как связаны между собой экономика и экономическая наука, о важности исполнения законов и защиты прав собственности, о необходимости реформ правоохранительной и судебной систем.
Одна из ключевых проблем реализации реформ в Узбекистане – все еще не отработанная, имеющая множество лазеек для лоббирования индивидуальных и ведомственных интересов, система принятия важнейших государственных решений. Как эта система работает можно проследить на примере принятия Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию и повышению экспортного потенциала электротехнической промышленности».
Азиза Умарова
В послании Олий Мажлису 29 декабря президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?
Юлий Юсупов
На самом деле люди, которые называют себя коммунистами – никакие не коммунисты, а самозванцы и невежды. Настоящие коммунисты в мире только одни – китайские коммунисты. Все остальные предали заветы своего учителя – Маркса и давно превратились в пособников бюрократов и коррупционеров. Ведь их всегда призывают в помощь, когда надо усилить роль государства и чиновников.
Автор: Юлий Юсупов
Как царь Петр окно в Европу прорубал, прорубал, но так и не прорубил или Можно ли получить молоко без коровы?
Статья о том, почему так сложно создать инновационную экономику.