(Русский) Опять о вреде протекционизма

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Зафар Хашимов

10 причин, объясняющих, почему протекционизм и высокие импортные тарифы это плохо для экономики.

1) цены в стране искусственно поднимаются из-за импортных тарифов, что обедняет людей, снижая их потребление;

2) цены растут, как на импортный, так и на местный товар, иначе, зачем поднимать тарифы на импорт: это делается, прежде всего для того, чтобы и местные производители могли держать свои цены завышенными. По своей сути, импортные тарифы- это защита доходов местных производителей, путём увеличение стоимости для потребителей через ограничение доступа к рынку для иностранной конкуренции.

3) ускоряется инфляция, повышается ставка рефинансирования и в жертву приносится экономический рост страны и рост реальных доходов населения.

4) увеличение импортных тарифов наносит удар по экспортным отраслям. Это происходит, как из-за общего роста цен, в том числе на компоненты и сырьё для производимой в стране продукции, а также из-за роста стоимости денег, о котором я написал выше.
Параллельно происходит подавления спроса на иностранную валюту. В результате, курс национальной валюты укрепляется. Последнее приводит к удорожанию стоимости экспортируемых товаров, делая их не конкурентными на внешних рынках. Очевидно, что страны, нацеленные на увеличения экспорта и туризма, постоянно стимулируют повышенный спрос на иностранную валюту и пытаются поддерживать стабильно низкий курс своей национальной валюты. Этого невозможно достичь, подавляя или ограничивая импорт.

5) нужно отдавать себе отчёт, что стоимость логистики по привозу товаров в Узбекистан уже само по себе является более чем хорошей защитой местного производства.

6) по сложности проведения импортных операций в рейтинге Всемирного Банка Doing Business мы занимаем (внимание! сейчас будет жесткач) 165-е место. Это обстоятельство, само по себе, служит ещё одной серьезной защитой местного производителя. Вот вам и нетарифный барьер.

7) высокие импортные тарифы стимулируют т. н. “чёрный”, то есть полностью контрабандный, ввоз товаров, а также всякого рода серые схемы, такие, как занижение стоимости/ количества ввозимых товаров или различные подмены и манипуляции с классификацией товаров по ТН ВЭД. Выручка от продажи таких товаров не может быть полностью или частично официально проконвертирована, вследствии чего, повышается спрос на валюту на чёрном рынке. В то же время спрос на валюту на официальном валютном рынке снижается и мы снова возвращаемся к разрыву курсов на чёрном и официальном рынках. Это одновременно приводит к разрыву стоимости наличных и безналичных денежных средств: платить с карточки или в безналичной форме обходится агентам рынка дороже, чем наличными. Такое положение дел мы все, думаю, хорошо помним по недавнему прошлому. Следствием протекционизма также являются расширение доли чёрного рынка на товары и услуги, уменьшение поступлений в казну налогов и пошлин, общая криминализация экономики и дельнейший рост правового нигилизма среди предпринимателей и населения. Реакция государства может заключаться только в ужесточении контроля, в давлении на бизнес репрессивными методами, сопряженными с созданием благоприятных условий для коррупции.

8) импортные тарифы часто являются “зеркальными”, в том смысле, что, когда мы вводим тарифы на иностранную продукцию, то и на нашу продукцию за рубежом вводятся схожие тарифы. И это тоже мешает экспорту.

9) импортные тарифы дают неправильные ценовые сигналы участникам рынка. Искажённая ценовая реальность может создавать иллюзорное представление о том, что отрасли, где у страны нет ни абсолютных, ни сравнительных преимуществ, начинают выглядеть для операторов рынка экономически привлекательными. В результате, компании и предприниматели тратят свои капиталы, полученные в банках кредиты, другие материальные и нематериальные ресурсы, создают рабочие места в тех отраслях, которые ни в настоящем и никогда в будущем, без защиты государства, не смогут устойчиво развиваться. Этот аспект протекционизма лишает страну не только текущего развития, но и развития в будущем. Даже, когда страна, наконец поняв порочность пути строительства барьеров в международной торговле, однажды решает гармонично интегрироваться в мировой рынок, найти своё место в международной цепочке разделения труда, социальная и экономическая стоимость трансформации, выраженное неотвратимой чередой банкротств, потерянных рабочих мест, безвозвратных кредитов, утраченных капиталов, может превратиться для нас в блокирующее препятствие для будущих преобразований или сделать их стоимость для общества баснословно высокой.

10) выбивание у государства ещё больших импортных тарифов сам по себе превращается в отдельный бизнес практически для всех местных отраслей производства и их лоббистов.
Достигается это стандартным набором угроз: потеря рабочих мест, банкротство предприятий, невозвратность кредитов и инвестиций, различного рода доводами о продовольственной, промышленной и прочих форм безопастности, а также с использованием чисто коррупционных схем.

Приведённый список, думаю, далеко не самый полный перечень всех отрицательных последствий политики протекционизма и тарифных барьеров.
Любителям задавать вопросы типа “если это плохо, почему такие то и такие то страны ведут или вели протекционистскую политику?”, отвечу: “мир, вообще, несовершенное место. Политики, как и все люди, иногда совершают ошибки и глупости, но это не означает, что нам обязательно нужно следовать всем худшим практикам, собранным в мировой истории на том единственном основании, что ещё кто то когда то так глупо поступал”.

Источник

Почитать по теме:

О вреде протекционизма

Автор: Юлий Юсупов

Надо ли защищать отечественных производителей от конкуренции с импортом?

 

 

Поделиться