(Русский) Очень важное, но недостаточное, решение для создания цивилизованных правил игры

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Юлий Юсупов

Вышло Постановление Президента “О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций“.

До сентября 2018 года главным источником неэффективности и коррупции в нашей стране был ограничительный валютный режим. Те, кто имел доступ к конвертации по официальному обменному курсу, отличного от рыночного в разы, получал колоссальные преимущества перед конкурентами, вынужденными покупать валюту на рынке, и возможность зарабатывать сверх доходы, что называется “из воздуха”. Естественно, не оставались в накладе и те, кто выбивал и предоставлял конвертационные льготы.

Введение свободной конвертации по текущим операциям разрушило этот очень выгодный и убивающий нашу экономику “бизнес”. В результате все лоббистские усилия были перенесены на выбивание налоговых и таможенных льгот. Не случайно в последнее время мы наблюдаем нескончаемый поток решений по предоставлению огромного числа льгот, прежде всего налоговых. Большинство из них, как и конвертационные льготы, создают неравные условия ведения бизнеса и объективные основы для коррупции, служат источником для неэффективного использования ресурсов и снижения общего уровня благосостояния населения страны.

Принятое решение по ограничению этого потока – естественна реакция “здорового организма” на лоббистское давление (и хорошо, что “организм” проявляет свойства “здорового”). Но решение половинчато. Налоговые и таможенные льготы – это недополученные бюджетные доходы, то есть скрытые расходы бюджета. Поэтому, как и любые расходы, они должны утверждаться парламентом, причем только после широкого и публичного обсуждения. В идеале все такого рода льготы должны быть зафиксированы в Налоговом и Таможенном кодексах. Необходимость внесения изменений в кодексы стало бы важным барьером для пытающихся покрыть свои конвертационные потери лоббистов.

Но для этого необходимо  пересмотреть и отменить большинство ранее предоставленных льгот, как необоснованных. А после принятия решения о кардинальной налоговой реформе это просто необходимо сделать,  так как льготы предоставлялись в рамках старой налоговой системы и их сохранение в новой просто нелогично. И тогда важно сократить список льгот до такого минимума, чтобы его можно было внести в кодексы.

Льготы должны предоставляться только для полезных направлений деятельности, например, для инвестиций, благотворительности, очень редко (в виде больших исключений) – для отдельных отраслей или территорий, но точно – не для отдельных компаний.

 

Поделиться