(Русский) О последних инициативах по развитию сельского хозяйства в Узбекистане

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Юрий Наумов, эксперт Center for Economic Development

В Узбекистане делается очень много для развития сельского хозяйства. Уменьшены площади под посевы хлопка, повышены закупочные цены на хлопок и зерно, происходит развитие многопрофильных фермерских хозяйств. Но пока внедрение рыночных механизмов в данной сфере идет очень медленно. Это существенно сдерживает развитие отрасли.

26-го апреля 2018 года был принято постановление президента «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель», которое по сути создает новый контролирующий орган с беспрецедентными полномочиями в сельском хозяйстве.

Согласно этому Указу все дехканские и фермерские хозяйства должны стать членами Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее – Совет). На их деятельность устанавливается дополнительный налог 0,8 или 0,5% от выручки, который почему-то называется членским взносом. Уже не раз писалось о пагубности налогов с выручки и отмена всех таких налогов предусматривается в концепции налоговой реформы.

Если основная функция Совета – помогать фермерам вести эффективный агробизнес, то очень логично сделать членский взнос как процент от чистой прибыли фермерского хозяйства или от прироста чистой прибыли по сравнению с прошлым годом. Т.е. если фермер заработал прибыль, то сказал «Спасибо» совету, а если не заработал, то «спасибо» и говорить не за что. Это было бы справедливо.

Кроме этого Президиум районного совета получил право отнимать землю у фермера. В постановлении не указаны четкие критерии по которым может быть прекращено право пользования земельным участком и регламент данного действия. Фактически любой фермер или дехканин попадает в зависимость от 3-4 членов президиума районного совета. И поэтому теперь фермеры будут иметь существенно меньше стимулов вкладывать свои средства и труд в улучшение мелиоративного состояния земель.

Кроме Совет получил право и функцию прокуратуры выдавать предписания о необходимости целевого и эффективного использования соответствующих земельных участков. Определять эффективно используется участок или нет, видимо члены совета будут на месте исходя из своего опыта.  Никаких критериев эффективности в указе нет. Теперь за целевым использованием земли будет следить и Совет и Прокуратура и районные Хокимияты. Как говорится, на одного араба 10 прорабов.

Полномочия совета понятны, а чем совет полезен фермерам не совсем. Сайт совета не дает об этом четкой информации. И нет мер ответственности Совета за неисполнение своих задач. Было бы хорошо это прописать.

Изначально Совет фермеров создавался как общественная организация, призванная помогать фермерам решать и проблемы и защищать интересы в государственных органах. Почему, в конечном итоге у совета полномочий стало больше чем у министерств и хокимията не совсем понятно. И зачем нужно дублирование функций государственных органов тоже не совсем понятно.

Защита прав собственности в сельском хозяйстве – это ключевой момент развития отрасли и эффективного использования земли в долгосрочной перспективе. Необходимо прописать четкие регламенты и критерии как должен проводится мониторинг использования земли, какие показатели фиксироваться, сколько раз фиксироваться, что считать критичным отклонением от нормы и при каких отклонениях можно ставить вопрос о недобросовестном пользовании земельным участком. Лишение права пользования или аренды земельным участком должно быть только через суд. Иначе это прямой путь к коррупции и произволу на местах.

Кроме этого необходимо активно вводить рыночные механизмы в сельском хозяйстве. Агробизнес- это такой же бизнес, как и любой другой бизнес. Необходимо создать свободные рынки ресурсов для сельскохозяйственного производства (ГСМ, семян, тракторов и т.д.), а также свободный рынок готовой сельскохозяйственной продукции. Если дать фермерам право самим решать, что и как производить, то они выберут наиболее выгодные для себя культуры и принесут максимальный доход для себя и государства в форме налогов. Государство может поддерживать отдельные направления сельскохозяйственного бизнеса путем установления минимальных закупочных цен или субсидий на отдельные виды ресурсов. Так это работает во всех странах. Так это должно работать и в Узбекистане.

Другие материалы по теме

 

 

Поделиться