(Русский) НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Технологический процесс подачи листа сырой резины. В Англии это делает платформа с помощью сжатого воздуха. А в Советском Союзе с платформой что-то не заладилось, и четыре человека поднимают и подают лист. И так на каждом купленном на Западе заводе со временем оборудование заменялось ручным трудом.
Нельзя сказать, чтобы работники не видели неэффективность. Рабочие и инженеры подавали кучу рационализаторских предложений. Но ситуация все равно не менялась. Советская система сопротивлялась любым изменениям. А если что-то внедрялось, работало не так, как изначально планировалось.
Советские заводы потребляли огромное количество людских и природных ресурсов. У этого было несколько последствий. Либо продукция, которую выпускает 5000 человек, стоит дороже, либо эти люди получат меньшую зарплату по сравнению с таким же заводом и такой же продукцией, которую выпускают 500 человек.
Зато такой завод дает людям стабильность. У них всегда есть работа. Есть зарплата, которая слабо зависит от результатов труда. Есть социальные гарантии. Есть гордость за то, что у нас самые большие в мире заводы. И есть дефицит в магазине элементарных продуктов, которые выпускают самые большие в мире заводы.
Такая система позволяет не думать о будущем. За тебя обо всем позаботится государство. Еще и надает по рукам, если ты проявишь излишнюю самостоятельность. Государство – заботливый взрослый. А все остальные – дети с нулевыми социальными навыками. Маугли в конкурентном мире развития.
Сегодня на фокус-группах постоянно мелькает – “при СССР заводы работали, все были заняты, а теперь…” Это реакция социальных “маугли” – “верните меня обратно в лес!” Там они знали, что нужно делать от рождения и до смерти. У них была та самая стабильность, которую обеспечивал “заботливый взрослый”.
Стабильность позволяет людям не развиваться. Все развитие загоняется в узкие рамки – октябренок, пионер, комсомолец, член профсоюза, пенсионер. Со временем общество стремится выйти за эти рамки. В авторитарных странах оно тут же получает по рукам. Но и в формирующихся демократиях не все так просто.
Попадая в конкурентные условия человек узнает, что развитие – это сложный навык. Которого у него нет и не могло появиться в СССР. Часть людей начинает осваивать этот навык. А другая часть просит вернуть его в беззаботный мир социального детства. Чем сложнее навык, тем больше людей хотят назад в будущее.
Авторитарная вертикаль – это простая система управления. Она стремится унифицировать своих подданных, чтобы ими было проще управлять. В сталинском СССР разнообразие подавлялось с помощью репрессий. Современные автократии научились это делать с помощью манипулирования и пропаганды.
В последние годы в СССР была провозглашена “историческая общность – советский народ”. Это такие винтики государственной машины с одинаковой социальной резьбой. С одним государствообразующим языком, одними ценностями и едиными навыками. Их и сейчас легко найти на пространстве пост-СССР.
Строящейся демократии необходимо научиться генерировать разнообразие. Когда политическая нация строится не на “одинаковости”, а на уважении к “не таким, как ты”. Разнообразие начинает генерировать конкуренцию, а конкуренция приводит к развитию. Унификация, наоборот, вызывает гниение и застой.

 

Поделиться