КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ОПЯТЬ ЗАБЫЛИ ОТМЕНИТЬ

Два поста на фб от 11 и 12 июня 2020 г.

Автор: Юлий Юсупов

 

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ОПЯТЬ ЗАБЫЛИ ОТМЕНИТЬ

У нас все еще существуют разные формы крепостного права. Многие мы в последнее время отменили или пытаемся отменить: принудительный труд на хлопковых полях, ограничения прав, связанные с пропиской, отказ о обязательного госзаказа для фермеров.
Но оказывается до сих пор действует правило обязательного распределение на работу выпускников вузов (бакалавров и магистров), обучавшихся на основе гранта, для отработки не менее 3 лет. Именно об этом правиле на днях вспомнил президент: https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/09/students/.
Абсурдность принудительного распределения выпускников связана не только:
— с экономической нерациональностью этого механизма (рабочая сила, как и другие товары и ресурсы должна распределяться на свободном рынке),
— с его огромной коррупционной составляющей (там где распределением ресурсов или освобождением от каких-либо обязанностей занимаются чиновники, всегда будет коррупция).
Но и с элементарной социальной несправедливостью:
— ведь возможность учиться по гранту дают не за красивые глаза, а за хорошие знания. И это общепринятая практика в мире. Но у нас она почему-то дополняется таким вот наказанием.
Вообщем, какие там инновации, высокие технологии и постиндустриальное общество? Мы с феодализмом никак расстаться не можем.

ДАЁШЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ЖЛОБСКОГО КРЕПОСТНИЧЕСТВА И КОРРУПЦИИ

Было несколько примечательных комментариев по поводу моего предыдущего поста, посвященного обязательному распределению на работу выпускников вузов, обучавшихся на основе гранта. Их смысл: раз за тебя государство заплатило, будь добр – отработай.
1. Государство – это «мы». Чиновники – наемные работники, которых мы наняли и которые должны обслуживать интересы граждан, а не наоборот. Хотя у нас конечно все наоборот. Но с этим надо что-то делать.
2. Высшее образование – это так называемое общественное благо: товар или услуга, которое государство предоставляет бесплатно (оплачивая издержки из наших налогов) в силу его общественной важности. Такими общественными благами, например, являются начальное и среднее образование, базовая медицинская помощь, обеспечение безопасности. Мы же не требуем отрабатывать бесплатное среднее образование выпускников школ или людей, которых наша полиция защитила от воров и грабителей. Разница с предыдущими примерами лишь в том, что наше государство слишком бедное, чтобы сделать бесплатным все высшее образование. Поэтому оно может позволить себе оплатить учебу лишь части студентов. Логично, что для этого выбирают лучших (успевающих). В этом смысл ГОСУДАРСТВЕННЫХ грантов на высшее образование. Есть еще гранты благотворительных организаций и частных компаний. Вот частные компании могут выставлять дополнительные требования к получателям грантов в виде – пойди теперь отработай. Но это условие оговорено изначально. Когда же государство ставит условием предоставления общественного блага принцип «если я захочу, я тебя потом смогу направить работать куда угодно» — это, во-первых, жлобство, во-вторых, очень непрозрачная форма договора, так как абитуриент (в отличие от контракта о гранте с частной компанией) точно не знает направит ли его куда-то государство или нет, а если направит то, куда, на каких условиях. То есть может: забудет про это требование, отпустит за взятку или отправит в Жаслык старшим помощником младшего фельдшера. Иными словами он подписывается на непонятные, зависящие от произвола чиновников условия. Поэтому это и есть форма крепостничества.
3. Как я уже написал, «государство это мы». Поэтому мы должны решить хотим ли мы сохранения этого феодально-советского пережитка, отдающего значительную часть нашей молодежи в крепостную зависимость от самодурства отдельных чиновников. Во-первых, чиновники – это не те люди, которые должны заниматься распределением рабочей силы. Они это просто делать не умеют. В условиях рыночной экономики рабочая сила распределяется на свободном рынке в соответствии с законами спроса и предложения. Как картошка. Во-вторых, механизм обязательной отработки – это мощная коррупционная кормушка. Мы что хотим способствовать развитию коррупции в стране? Нам ее так не хватает?
4. Государственные гранты на высшее образование нужны для того, чтобы повышать качество человеческого капитала. Чем больше накоплено человеческого капитала в стране, тем выше потенциал этой страны. Обязательная трехлетняя отработка ведет, во-первых, к неэффективному использованию этого человеческого капитала. Во-вторых, отбивает у молодых людей стимулы учиться по грантам и дает стимулы удрать побыстрее из страны, чтобы избавиться от этой крепостной зависимости. То есть вместо того, чтобы улучшать качество человеческого капитала, мы его ухудшаем, причем за наши с вами деньги. А это нам надо?
Так что, уважаемые налогоплательщики, хватит отстаивать интересы коррупционеров-бюрократов. Подумайте о своих интересах. Вы уверены, что трехлетняя крепостная зависимость наших выпускников им соответствует?

 

 

 

Поделиться