(Русский) ИМИТАЦИОННОСТЬ РЕФОРМ УЖЕ СТАЛА ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ УЗБЕКИСТАНА

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Юлий Юсупов

Когда наши чиновники, привыкшие к директивному планированию, разрабатывают программы развития отдельных отраслей экономики или регионов, они не скупятся на подробности, которые там как раз и не нужны: сколько на уровне каждого предприятия будет произведено утюгов и тонн пшеницы, освоено инвестиций и создано рабочих мест в каждом году. Зато, когда разрабатываются программы реформирования, смены «правил игры», то деталей и конкретики, как правило, там не найдешь: общие красивые слова и благие пожелания. Под эти общие слова и отчитываться удобно: что-то не очень понятное наобещали и вроде бы как выполнили.

Комил Джалилов проанализировал насколько соответствуют действительности отчеты чиновников о реализации задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в плане реформирования системы высшего образования: https://www.gazeta.uz/ru/2021/10/13/higher-education/. В частности, уже было громогласно объявлено, что в рамках стратегии «обеспечена академическая независимость вузов» и «активизирована интеграция вузов в мировое образовательное пространство».

Как показал анализ автора, практически ничего на практике не сделано. Академической независимости государственных вузов нет и в помине, а «интеграция вузов в мировое образовательное пространство» нам только снится.

Таким образом, настоящие (а не имитационные) реформы, будь то реформа высшего образования, сельского хозяйства или энергетического сектора, невозможно проводить без: а) детального плана действий с конкретными мероприятиями, ответственными и сроками, б) четкого видения того, что нужно делать у руководства органов, проводящих реформы, в) наличия соответствующих желаний и стимулов к проведению реформ у тех, кто этим занимается на практике. Но, увы, чаще всего, и первое, и второе, и третье просто отсутствуют.

Если какие-то реформы у нас и получаются, то только те, которые продавливает лично президент. Но проблема в том, что реформировать нужно практически всё и энергии одного человека на это точно не хватит. В правительстве же нет единой команды реформаторов, а гражданское общество и эксперты к процессу реформ, как правило, не допускаются. Чужого контроля и вмешательства боятся, как огня. Так что боюсь, что недореформированность, имитационность реформ в сложившейся системе координат – уже хроническая болезнь.

 

Поделиться