(Русский) И ОПЯТЬ О МОНОПОЛИИ АВТОПРОМА
Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
– АО «UZAUTOMOTORS» за счет необоснованного увеличения затрат увеличил цены на легковые автомобили в среднем на 10,29%.
– АО «UZAUTOMOTORS», пользуясь своим монопольным положением, дискриминирует дилеров, продающих автомобили, ограничивая тем самым конкуренцию на розничном рынке.
Специальная комиссия Комитета поручила АО «UZAUTOMOTORS» устранить выявленные нарушения. В частности, снизить цены и вернуть потребителям выплаченные ими излишки, а также обеспечить равные условия для действующих дилеров и хоз.субъектов, желающих заниматься дилерской деятельностью.
Я уже много раз писал, что поведение АО «UzAuto Motors» – это типичное поведение монополиста, независимо от того, кто управляет компанией. По своей природе монополист объективно всегда хочет воспользоваться своим доминирующим положением. В частности он всегда стремится завышать цены и у него нет достаточных стимулов улучшать свою работу (снижать издержки, совершенствовать качество, ассортимент и сервис). Когда же цены монополиста контролируют, он раздувает свои издержки. А если это еще и государственная компания, то в отсутствии эффективного собственника появляются дополнительные коррупционные схемы, которые также увеличивают себестоимость продукции.
Самое главное заключается в том, что в данном случае мы имеем дело с абсолютно искусственной, рукотворной монополией, ликвидировать которую можно в течении часа. Надо всего лишь снизить запредельно высокие, фактически запретительные таможенные платежи на импортные автомобили. И все, монополии нет. А компания будет работать на конкурентном рынке. И только тогда появится шанс, что она станет конкурентоспособной. Причем выигрывают практически все (кроме менеджеров компании и их кураторов в правительстве), включая бюджет, который наконец начнет получать более-менее приличные доходы от таможенных платежей.
Но ситуация с искусственной монополией уже долгие годы не разрешается. Да, АО «UzAuto Motors» лишили многих привилегий (налоговых, конвертационных и пр.), да, недавно отменили акцизы на импортные авто. Но все это недостаточно. Нужен последний шаг: радикальное сокращение таможенных пошлин на импортные автомобили. И тогда монополии конец.