(Русский) ДЭН СЯОПИН И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Автор: Алишер Файзуллаев

С большим интересом читаю большую книгу (928 страниц) о Дэн Сяопине (Ezra F. Vogel. Deng Xiaoping and the Transformation of China. Cambridge, MA: Thе Belcnap Press of Harvard University, 2011), реформаторе, архитекторе современного Китая. Интереснейшая личность, трижды был удален из властных структур и сослан в отдаленные провинции, но в конце концов был востребован из стал признанным китайским лидером. У него был колоссальный опыт, и он был подготовлен к своей миссии. Он был очень прагматичным человеком, и он хорошо понимал необходимость модернизировать Китай. И что интересно, Дэн Сяопин, который никогда не учился в университете (как он сам признавал, прошел университет жизни), всегда проявлял огромный интерес к вопросам образования, науки и технологии. Из четырех модернизаций – модернизация сельского хозяйства, модернизация промышленности, модернизация армии и модернизация науки, образования и технологии – самым приоритетным он считал модернизацию в области науки, образования и технологии.

В результате культурной революции китайская наука пришла в плачевное положение. Если в 1965 г., до культурной революции, в составе китайской академии наук были 106 научных центров и почти 25 тыс. исследователей, то через 10 лет, после этой революции, осталось лишь 13 институтов и всего 1800 ученых. Подавляющее большинство ведущих ученых были выгнаны с работы, отправлены в ссылку, а многие даже убиты. Дэн Сяопин сыграл ключевую роль в возрождении Академии наук Китая и создании китайской Академии социальных наук. По мнению Дэн Сяопина, наука являлась ключевым фактором в осуществлении модернизации.

Дэн Сяопин инициировал массовую отправку китайских студентов, магистрантов, докторантов и ученых в западные страны для учебы и обмена опытом. Он говорил, что надо создавать для них хорошие условия для работы после возвращения домой. И он призывал с терпением относиться к тем, кто по тем или иным причинам оставался на Западе: по его мнению, в долгосрочной перспективе они все равно будут полезны для Китая. По рекомендации Дэн Сяопина, даже партийные функционеры должны были изучать три предмета: экономику, науку и технологию, менеджмент.

Источник

 

Поделиться