АЛЛАМЖОНОВ ВИНОВАТ или как нужно реформировать государственные учреждения

Юлий Юсупов
 
Вчера (8 июля) получил неожиданный подарок – автобиографическую книгу Комила Аламжонова «Алламжонов виноват». Подарок замечательный с двух точек зрения.
 
Во-первых, книга очень интересная (прочитал ее за сутки, почти залпом) и совершенно необычная для Узбекистана. Ключевая особенность книги – непосредственность и откровенность автора. Такое ощущение, что он реально ничего не скрывает, ни своих поступков, ни своих впечатлений, ни своих представлений о добре и зле, ни своих часто очень нелицеприятных оценок других людей. Многие откровения выглядят безоглядными и довольно шокирующими. В том числе с учетом особенностей нашего пресловутого «менталитета». Как-то совсем не «по-нашему» получилось.
 
Во-вторых, книгу подарил, причем с дарственной записью, сам автор. Спасибо большое, Комил Исмаилович! Классный подарок.
 
Далее только об одном ее аспекте, который мне ближе всего.
Книга, кроме всего прочего, в очередной раз заставила задуматься над тем что из себя представляет наша отечественная система государственного управления. Причем данная тема поднимается уже с первой главы, где рассказывается о том, как автор в качестве руководителя перекраивал работу Узбекского агентства по печати и информации (УзАПИ).
 
В частности, книга подтолкнула меня к мысли, что может быть какие-то наши государственных ведомства и не стоит реформировать. Скажем вместо коррупционера и бездельника Юсупова ведомство возглавит честный и инициативный Алламжонов. Искоренит коррупцию, заставит всех продуктивно работать. Вроде бы все замечательно. Так и должно быть.
 
Ну а что если то чем занимается ведомство бессмысленно или даже настоящее вредительство? В таком случае, может лучше если бы оно продолжало ничего не делать? Да, чиновники потихоньку поворовывали бы, но большого вреда не наносили бы. А теперь они вовсю делают свою вредную работу, да еще и хорошо делают, что вдвойне печально. (И я, кстати, знаю много таких ведомств, которые совершенно бесполезны, но и вреда большого не приносят в силу своей недееспособности.
Страшно представить, если они начнут выполнять свои вредительские обязанности в полную силу).
 
В этой связи я составил ЧЕК-ЛИСТ для руководителей наших государственных ведомств. Попробуйте, господа, последовательно ответить следующие вопросы и совершить соответствующие действия:
 
1. Существуют ли аналогичные ведомства с аналогичными полномочиями в большинстве цивилизованных стран? Если «нет», не лучше ли сразу ликвидировать ваше учреждение и тем самым принести огромную пользу нашей стране? (В народной памяти вы останетесь на века в качестве героя). Вот у меня, как у экономиста, сложилось впечатление, что если следовать этому правилу, то как минимум половину, а, скорее всего, даже больше ведомств экономического блока нашего правительства нужно немедленно ликвидировать. А есть еще и неэкономический блок…
 
2. Если все же в цивилизованных странах имеются аналоги вашего ведомства, вы уверены, что их функции совпадают с тем, чем ваше ведомство на самом деле (а не на бумаге) занимается? Если ответ «нет», тогда нужно внимательно изучить чем обычно занимаются такого рода учреждения в демократических странах с рыночной экономикой. И провести кардинальную перестройку вашего ведомства, изъяв все излишние функции из его арсенала. Неплохо бы также изъять и те функции, которые может быть и осуществляются в развитых странах, но в странах с плохим управлением и высокой коррупцией лучше от них все же отказаться, так как они все равно должным образом осуществляться не будут. Оставить за государством только исключительно то, без чего точно невозможно обойтись.
 
3. Следующий шаг – под весьма сокращенные и изменившиеся функции вашего ведомства теперь необходимо изменить его штат. Ведь если вы сократите функции, а людей оставите, то они рано или поздно восстановят утраченные обязанности – им же надо чем-то заниматься.
 
4. Ну и то, что нужно делать параллельно с вышеупомянутыми шагами. Необходимо не просто разоблачать коррупционные кормушки и увольнять коррупционеров. Гораздо важнее понять причины, корни возникновения этих кормушек и устранять именно их. Ведь абсолютно честных людей не напасешься и сам все не проконтролируешь. И если корни не обрубить, рано или поздно придут новые коррупционеры. А что это за корни? Те самые избыточные функции и полномочия, возможность чиновников что-то разрешать или давать, непрозрачность процессов принятия решений, не подконтрольность чиновников. Если корни оставить, коррупция неизбежна.
 
Я понимаю, что предлагаю совершенно фантастический и немыслимый для подавляющего большинства наших руководителей алгоритм принятия решений. Бюрократическая логика прямо противоположна: максимально расширяй свое ведомство, его функции и полномочия, старайся доказать, что оно самое необходимое, перетягивай на него ресурсы, защищая до последнего честь мундира и пр. А тут предписывают делать прямо противоположное.
 
Понятно, что это ни в какие ворота. Но я исхожу из принципа: «делай что должно, будь что будет» (Марк Аврелий). Так что мое дело – предложить. А уж кто прислушается, тот прислушается…
—————-
Свои вышеприведенные рассуждения о реформировании государственных ведомств, честно говоря, написал до того, как дошел до самого конца книги. А вот в самом конце последней главы нахожу весьма поразившие меня строки (автор в очередной раз удивил): «… учитывая сегодняшнюю ситуацию, я считаю, что АИМК (новое название УзАПИ – ЮЮ) как структура себя изжило, стало избыточным. В нашей новой демократии у СМИ не должно быть надзорного органа».
 
Отличное соображение, полностью с ним согласен. Жалко, что оно пришло только тогда, когда автор книги уже не является руководителем указанного ведомства. Может пока еще действующим руководителям наших госведомств все же стоит прочитать мой ЧЕК-ЛИСТ? Пока они еще руководители…

 

Поделиться