Дефицитное высшее образование

Автор: Ботир Кобилов

Узбекистан давно отказался от плановой экономики, но в системе образования до сих пор практикуются квоты и неэффективные методы планирования. Что нужно менять в нашей системе высшего образования?

Читать

Комментарий Алишера Файзуллаева:

Полностью согласен с автором, отличная и весьма полезная статья!

Экономика, чтобы быть успешной, должна быть основана на знаниях и ориентирована на знания и передовые технологии. Хотел бы обратить внимание еще на один аспект поднятого вопроса. Это — привлечение иностранных студентов. Сейчас во всем мире идет большая конкуренция в деле привлечения большого количество иностранных студентов. Это и экономически выгодно, и престижно, и увеличивает “мягкую силу“ страны и университета, где обучаются иностранные студенты. Правительства многих стран мира всячески поощряют приток иностранных студентов в свои вузы, а также поддерживают развитие международных научных и образовательных связей своих университетов с зарубежными вузами и исследовательскими структурами. В этом плане интересно было бы привести статистику обучения иностранных студентов в вузах Узбекистана. Думаю, и в этом плане нам пока особо нечем гордиться. Но это важное направление повышения конкурентоспособности вузов и улучшения их материального положения. (Я только что вернулся из Минска, где побыл на факультете международных отношений Белорусского государственного университета, в котором обучаются более 3000 студентов, в том числе из Таджикистана, Туркменистана и других стран. Для сравнения: население Узбекистана более чем в три раза больше, чем население Белоруссии, но в нашем Университете мировой экономики и дипломатии учатся всего около 1200 студентов и среди них очень мало иностранных студентов).

Еще один момент, на что хотелось бы обратить внимание. Это — бизнес образование, наличие бизнес школ и факультетов. Бизнес школы являются не только образовательными структурами, но выступают как важный инструмент экономических реформ. Увы, в этом плане мы также весьма отстали: у нас очень мало бизнес школ, хотя потребности весьма большие. Не самым лучшим образом обстоит дело и с различного рода краткосрочными курсами в области бизнеса и управления, организуемыми частными структурами. Многое в этом деле упирается в сложности с получением лицензии, бюрократические формальности. Странным образом, от частных учебных центров, предлагающих краткосрочные курсы без выдачи дипломов, требуют, чтобы их программы соответствовали программам государственных вузов, которые дают дипломы государственного образца. Хотя речь, очевидно, идет о разных вещах.

И, наконец, об онлайн образовании. Это быстрорастущий сектор в образовании в целом, в том числе в высшем образовании. В 2016 г. в США 6,3 миллионов студентов обучались в онлайн курсах, и более четверти университетских студентов “посещали“ хотя бы один онлайн курс. И эта тенденция набирает оборот. Словом, нам необходимо уделить самое серьезное внимание развитию у нас в стране онлайн образования.

И увеличить самостоятельность вузов, и дать им возможность самостоятельно определять свои программы обучения, и уменьшить “бумаготворчество“ преподавателей, и серьезно поощрять их научную работу, и поддерживать международное сотрудничество университетов, и начать преподавать предметы по специальности с первого курса обучения, резко уменьшив часы на общие, непрофильные предметы, и т.п.

Алишер Файзуллаев, доктор политических наук, профессор.

Комментарий Юлия Юсупова:

Повышение уровня охвата высшим образованием не может быть самоцелью. Низкий охват — это симптом болезней, которыми охвачены наши экономика и система образования. Если мы по уровню ВВП на душу населения находимся в категории самых бедных стран мира, то почему должны от них отличаться по показателю охвата высшим образованием?
Это комплекс проблем и их решение может быть только комплексным: системные, кардинальные реформы в экономике, государственном управлении + реформа системы образования, в первую очередь — высшего.
Реформы в экономике создадут спрос на качественное образование и стимулы в его получении. Административная реформа повысит эффективность управления сферой образования. Реформа самой сферы образования должна создать здоровую конкурентную среду между учебными заведениями и стимулы для повышения качества образовательных услуг.

 

Поделиться