О необходимости отмены обязательной сертификации и проведения реформы системы технического регулирования

на узбекском языке

23 сентября 2019 г. на заседании Экспертного совета проекта «ISLOHOTLAR VEKTORI» / «ВЕКТОР РЕФОРМ» было принято следующее решение:

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт» Вынесло на обсуждение проект Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по защите прав потребителей и совершенствования работ по оценке соответствия потребительской продукции, а также создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности».

По нашему мнению, основные положения данного документа не соответствуют международным нормам, в частности принципам Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (Узбекистан подал заявку на вступление в эту организацию), часть положений не соответствует нормам национального законодательства Республики Узбекистан. Кроме того, реализация положений документа на практике приведет к ухудшению конкурентной среды на внутренних рынках страны, к созданию необоснованных барьеров на пути внешней торговли.

  1. Положение проекта документа, согласно которому «сертификация продукции должна осуществляться по показателям качества и безопасности на соответствие требованиям технических регламентов и стандартов», причем по очень широкой товарной номенклатуре, противоречит международным нормам, так как параметры качества должны регулироваться добровольными стандартами. Контроль качества может осуществляться только инспектированием непосредственно процессов производства согласно надлежащим производственным и гигиеническим практикам по всей производственной цепочке пищевой продукции, но не путем обязательной сертификации продукции. Что касается контроля безопасности, то он должен осуществляться на основе оценки рисков, т.е. перечень продукции, подлежащей соответствующему контролю, должен содержать только продукцию с высоким уровнем риска.
  2. В документе предусматривается, что «при отсутствии на момент сертификации аккредитованной испытательной лаборатории (центра) по данному виду продукции (виду испытаний) орган по сертификации может определить возможность, а также место и условия испытаний, обеспечивающие объективность их результатов». Данный пункт не имеет никакой юридической и смысловой нагрузки. Если нет аккредитованной лаборатории, то результаты в любых других «условиях» не могут быть признанными и обеспечить необходимую достоверность.
  3. В соответствии с международной практикой требования по инспектированию и контролю в отношении импортируемой продукции не должны отличаться от тех, которые применяются в отношении отечественной продукции. Между тем в проекте постановления предусматривается «ответственность импортера за качество и безопасность ввозимого сырья и материалов, комплектующих деталей». Такая же ответственность за качество производимой и реализуемой продукции должна быть возложена на местного производителя и продавца.
  4. Требование, в соответствии с которым «ввозимые для коммерческих целей продовольственные и потребительские товары должны иметь обязательную маркировку на государственном языке, проставляемую предприятиями–изготовителями на продукции или упаковке, при этом не допускается использование клеящихся стикеров», на наш взгляд чрезмерно, так как увеличивает издержки доставки продукции на рынки Узбекистана, а в некоторых случаях ограничивает доступ потенциальных продавцов на рынок.
  5. Требовать обязательного подтверждения «соответствующими уполномоченными органами» таких маркировок как ««BIO», HALAL, «ЭКО», «Экологически чистый продукт», «БЕЗ ГМО», «Органик» и т.д., неправомерно (с точки зрения правил ВТО), так как подобные маркировки не относятся к параметрам безопасности. Тем более неправомерно и нелогично требование «одобрения Халяльной продукции и услуг» Комитетом по делам религии Республики Узбекистан, которое не имеет никакого отношения к вопросам санитарных гигиенических норм. Кроме того, «услуги» не входят в область применения обязательных технических регламентов, и, следовательно, не должны регулироваться органом по техническому регулированию.
  6. Наделение Департамента по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии при Агентстве «Узстандарт» полномочием приостанавливать продажу фальсифицированной продукции неправомерно, так как вопрос фальсификации продукции относится к сфере защиты прав интеллектуальной собственности, а Агентство «Узстандарт» не является уполномоченным органом по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности и соответственно его сотрудники не обучены выявлять фальсифицированную продукцию.
  7. Проект предусматривает перечень энергопотребляющей продукции, ввоз на территорию Республики Узбекистан которых осуществляется официальными представителями завода производителя (официальными дилерами) только при наличии на праве собственности не менее одного сервисного центра в каждом регионе страны. Само по себе наличие сервисных центров или официального дилера с эксклюзивным правом продажи продукции на определенной территории не является параметром безопасности. Соответственно государство не должно регулировать данную сферу ограничительными мерами, так как подобное регулирование создает среду для ограничения конкуренции и искусственного завышения цен.
  8. Проект документа предусматривает обязательное лабораторное испытание в качестве обоснования производителями сроков годности, в лабораториях, признанных в Узбекистане. Однако сроки годности, согласно международным стандартам и практике, является ответственностью производителя, который сам устанавливает срок годности с учетом микробиологических и химических характеристик продукции (в отношении пищевой продукции).

Таким образом, проект нормативного акта не соответствует общим целям Закона о защите потребителей, так как большая часть мер, предусмотренных в проекте постановления, не имеет отношения к соблюдению параметров безопасности продукции. Продолжение политики обязательной сертификации продукции является устаревшим и противоречит международным стандартам, принципам Соглашений ВТО. Подобные меры могут лишь способствовать ограничению конкуренции и потере доверия торговых партнеров Узбекистана к проводимой в последние годы политики реформирования.

Предлагаемые «нововведения» в корне противоречат политике Президента Узбекистана, направленной на открытость экономики внешнему рынку, привлечение иностранных инвестиций и повышение благосостояния населения. Такие меры сводят на нет позитивный эффект от снижения таможенных барьеров и заменяют понятные и прозрачные таможенные барьеры непрозрачными и коррупциогенными техническими барьерами.

Обоснование: Аналитическая записка «Комментарии к проекту документа «О дополнительных мерах по защите прав потребителей …»»

Рекомендации:

  1. Отказ от принятия данного проекта постановления.
  2. Отказ об обязательной сертификации. Обязательная сертификация должна быть заменена надлежащими практиками контроля безопасности продукции по всей производственной цепочке на основе анализа рисков.
  3. Необходимо провести фундаментальное реформирование системы технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер, включая:

— принятие новых редакций законов О техническом регулировании, О подтверждении соответствия, О стандартизации, О пищевой безопасности и т.д. с целью приведения этих законов в соответствие с международными принципами, согласно которым, ограничения с целью обеспечения безопасности не должны являться барьером для свободной конкуренции и основываться на международных стандартах;

— введение юридической ответственности за производство и продажу безопасной продукции на участников производственной цепи, включая производителей и продавцов;

— переход от подхода проверки конечной продукции к новому общепринятому подходу инспектированию процессов и предприятий и принятию обязательных требований безопасности на основе анализа рисков.

  1. Необходимо исключить совмещение функций по сертификации, аккредитации, государственному надзору и стандартизации в одном органе. Последнее позволит Национальному органу по аккредитации стать полноценным национальным органом по аккредитации и будет способствовать международной аккредитации местных испытательных лабораторий.
  2. Необходимо полностью пересмотреть учебные программы в соответствующих учебных заведениях и внедрить новые учебные курсы по вопросам технического регулирования, а также санитарных и фитосанитарных мер, основанные на международных стандартах и общепринятых надлежащих практиках.

 

 

Поделиться