О философии «осажденной крепости»: интеграция в мировую экономику или национальная самобытность?

Автор: Юлий Юсупов

Стоит ли нам продолжать блюсти наши «духовные ценности» и экономическую самобытность, изолируясь от остального мира, или все же попытаться стать частью мировой цивилизации, заскочив в последний вагон проходящего мимо поезда глобализации и технического прогресса?

Читать статью


Дополнительный комментарий:

 

О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ

 

Автор: Юлий Юсупов

По моему предыдущему посту много комментариев относительно наших «духовных ценностей».

Во-первых, обратите внимание на кавычки. Я говорю о лжеценностях, таких как чинопочитание, семейное самодурство, засилье дурацких ритуалов и обычаев, ханжество, «демонстрационное потребление» (потратить кучу бабок только ради того, чтобы показать свою крутость соседям и знакомым, а собственные дети пусть на воде и хлебе живут). Никто, ни я, ни проклятые империалисты, не предлагает отказываться от наших действительно замечательных традиций, таких как гостеприимство и доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику, умение сопереживать и приходить на помощь, уважение правил. Вот эти ценности давайте культивировать и поддерживать, прививать детям. И они точно не будут мешать модернизации нашей страны. Только помогут.

Во-вторых, много примеров про Японию: страну, сумевшую сочетать сохранение полезных ценностей с модернизацией. Еще раз: никто не против ценностей – см. пункт первый. И японцы молодцы, что свои полезные ценности сохранили. И нам так надо сделать. А заодно и научиться у японцев, какие ценности сохранять и лелеять, а какие куда-нибудь подальше выбросить и закопать.

Во времена революции Мэйдзи пришлось отказаться от такого количества «ценностей», что нашим охранителям и не снилось. Особенно это не понравилось самураям, которые очень даже резво отстаивали свои «духовные ценности», а именно феодальную раздробленность, право на фиксированные доходы, на ношение оружия, на особый статус, отличный от статуса разного там крестьянского быдла (не знаю, как накануне революции Мэйдзи, но раньше самурай мог запросто безнаказанно убить по своей прихоти какого-нибудь крестьянина). Пришлось этих ретивых блюстителей «духовных ценностей» из винтовок покрошить – по-другому они не понимали (Марк Твен писал «Янки при дворе короля Артура» с японской натуры — поэтому так живо получилось). Правда, когда Япония в 1920-30-е гг. решила стать мировой державой и завоевать пол мира, все эти самурайские ценности стали реанимировать – без них никак миллионы людей посылать на бойню не получалось. Потом оккупационным американским войскам пришлось повторно их выбивать.

Вообще японцы – большие молодцы по части применения своих положительных ценностей и отказа от устаревших традиций и обычаев. Пример из экономики. В 1960-70-е гг. во всем мире стали широко известными модели и методы управления японскими компаниями. В том числе и система «пожизненного найма». Многие (кто-то успешно, кто-то – нет) пытались копировать эти модели и методы. Но вполне эффективная для XX века модель «пожизненного найма» оказалась негибкой для века XXI. И японцы без всяких истерик и метаний икры по поводу «наших вековых традиций» стали менять свои управленческие технологии. Так же спокойно, как император Муцухито (император Мэйдзи) и его министры в свое время сменили кимоно на европейские костюмы (и ничего, Небо на Землю не упало, как многие опасались).

Так что, прежде чем ссылаться на чужой опыт, надо этот опыт хоть чуть-чуть изучить. А опыт японцев, действительно, стоит, чтобы его изучать и использовать.

И не могу удержаться, чтобы не разместить комментарий Umida Haqnazar по поводу тлетворного влияния «гнилых» западных ценностей:

«Ну порнуху то по тв в европе не показывают, вы прям загнули:), и уж тем более в США ( одной из самой пуританских стран кстати говоря:), существуют платные кабельные каналы, ну это уже совсем другое. И алкоголь в США с 21. Ну а если так посмотреть, вот интересно, действительно ли все то что мы называем «чуждым» нам действительно настолько чуждое? Ну например, травку у нас курят традиционно издревле, хотя она под запретом, и в результате кто то сильно от этого «запрета» обогащается..то же самое с проституцией, которая у нас уже приобретает «промышленные» масштабы, многие женщины просто вынуждены заниматься подобной торговлей из-за экономического положения, это даже стало одной из наших «экспортных статей».. Единственного чего у нас нет из перечисленного, это гей-парадов, при том что геи у нас традиционно издревле очень даже часть наших «традиций», это еще и Кадыри описывал в своем романе «Мехробдан чаен», ну а традиционном «баччавизме» я даже не говорю. У нас все это есть, но мы делаем вид, что это нас не касается, а все это прогнившие «западные ценности».. Если говорить действительнон о ценностях, духовности и нравственности, что означает прежде всего гуманное отношение людей друг к другу, уважение прав человека, милосердие в обществе, и т.д. Давайте посмотрим, сколько у нас дет.домов ( т.е. сколько взрослых людей отказываются от своих детей или не могут их прокормить), как мы относимся к инвалидам, в каком состоянии наши старики, какого рода преступления самые распространенные, какое отношение к женщинам и уровень домашнего насилия), какое отношение вообще к людям, когда совершенно спокойно воспринимается, что государство эксплуатирует своих же граждан, заставляя их собирать хлопок и пшеницу за даром, какой уровень болезней детей до 5 лет и взрослых, и какой уровень детской смертности и т.д. и давайте еще посмотрим, какой мы вклад с нашим «высокодуховным и нравственным» обществом сделали в мир, например в науку, или искусство мировое, или литературу..и потом давайте все это просто сравним с любой из чуждых нам по ценностям западных стран…»

 

Поделиться